Опубликовано 31 мая 2022
21:16

«Завод смерти» в Томске произведет 200 млн кубов дымовых газов в год

На днях стало известно о том, что проект строительства  так называемого «завода смерти» (именно так его уже окрестили в  томских соцсетях. – Прим. ред. получил положительное заключение Главгосэкспертизы. По сути, пал последний бастион на пути возведения этого объекта в Северске, где за год смогут перерабатывать около 50 тысяч тонн  отходов  I и II классов опасности. Точнее — чрезвычайно опасных. Кроме того, по проекту здесь же будут извлекаться полезные компоненты для их повторного применения. Чем все это чревато для наших легких?

Преград не осталось

Самый важный компонент  будущего завода — установка компании «NR Holding Umweit GmbH». Как сказано — для термического сжигания отходов с суммарной мощностью 25,2 тысячи тонн в год. Заказчики строительства обещают томичам создать на полигоне современные многоуровневые системы безопасности, в том числе систему газоочистки для защиты атмосферного воздуха от выбросов и лабораторный комплекс для контроля за процессом обезвреживания отходов.

Уничтожению и переработке в общей сложности подлежат порядка 209 видов отходов, в частности, едко пахнущие  неорганические соли, оксиды, гидроксиды, кислоты; отходы, включающих органические и неорганические компоненты, сточные воды, оксиды металлов, батарейки, автопокрышки, трансформаторы и ртутьсодержащие лампы. За 30 лет через полигон, расположенный рядом с Северском, пройдёт не менее 1 миллиона тонн токсичной «химии», большая часть из которой банально будет сожжена и соответственно внесет свой вклад и без того в непростую экологическую ситуацию в Томске…

Цена вопроса

В России ежегодно образуется порядка 350 тысяч тонн промышленных отходов такого типа, из которых на переработку попадает не более 1,5%, а остальное уходит в окружающую среду. В итоге федеральный проект по созданию инфраструктуры для обращения с отходами I-II классов опасности вошел в состав национального проекта «Экология» и получил поддержку правительства. Его основная цель – добиться утилизации 2/3 опасных образований, переработав их в безвредные соединения, или уничтожение путем сожжения.

Строить объект по сути уже начала компания АО «РГ-Западная-Сибирь». Генпроектировщиком и заявителем выступает Федеральный экологический оператор (ФЭО). Стоимость строительства составит более 5 миллиардов рублей.  Полигон хотят  ввести в эксплуатацию до  конца 2024 года. Работать на нем будет около тысячи человек, и он сможет давать в бюджет Томской области 400 миллионов рублей налоговых поступлений ежегодно, при обороте в несколько миллиардов рублей.

Правда, не все жители Томска и Северска рады такому новому соседству. Например, согласно мнению члена Научного совета по аналитической химии РАН, кандидата химических наук — Алексея Трубачева,  в предложенном варианте проект  приведет к серьезному загрязнению окружающей среды токсичными металлами в связи.  И это  следует из  материалов проектной документации будущего завода. И как следствие к сбросу производственных сточных вод, образующихся при переработке, в окружающую среду. А всё потому, что емкость системы оборотного водоснабжения просто не в состоянии принять в оборот всё количество образующихся технологических стоков. Это свидетельствует о выведении их из системы во внешние сети водоотведения. Производственные стоки будут поступать на очистные сооружения Северска, которых на сегодня практически не существует. В свою очередь технологические стоки технопарка опосредованно через ОС будут поступать в реку Томь.

— Из-за Северска Томь итак практически стала открытой канализацией, — напоминает известный российский эколог, член общественной палаты томской области Сергей Жабин,  —  а теперь еще прибавится токсичная «неорганика». В голове не укладывается, каким образом и за какие коврижки  этот  проект прошел все согласования при так и не построенных в закрытом городе очистных сооружениях…

А что если…

Вы не поверите, но эффективность очистки отходящих газов на установке термического обезвреживания и гарантированные показатели их концентраций приняты без документированных обоснований! Более того,  представленная технология обезвреживания отходов не имеет положительного заключения Государственной экологической экспертизы на новую технику и технологию. Результатом сжигания заявленной массы отходов будет образование дымовых газов в количестве более 200 миллионов кубометров в год. При этом реализуемые технологические и температурные режимы горения в печи, нагрева отходящих газов в котле-утилизаторе не предотвращают образования диоксинов в газовой фазе и не гарантируют их полной задержки в рукавных фильтрах, о чем свидетельствуют данные таблиц с показателями выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

К слову сказать, в  случае аварийных сценариев на ПТК (неисправность и выход из строя линии очистки и обессоливания воды), нештатных ситуаций может произойти загрязнение ее водотока сверхнормативным количеством токсичных химических компонентов, что повлечет загрязнение всего Обского бассейна. Мало того, масштаб всех последствий просто невозможно предсказать, так как в представленной документации отсутствует информация о качественных и количественных характеристиках загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах, образующихся в процессе переработки.

Увы, пока ни ученых, ни экологов, ни жителей Томской области в правительстве, в «Росатоме» и в администрации региона никто даже слушать не хочет. Их мнение никому не интересно, чтобы они там ни говорили. Государство, как известно, «само с усами» и лучше всех знает, что надо или что не надо его жителям, нужны им или не нужны токсичные помойки под самым их боком…

Строить нельзя!

В разговоре с «Вечерним Томском» Алексей Трубачев еще раз подтвердил свою позицию, ведь в течение года после его более чем критического  отзыва никто так и не возразил по существу  и даже не смог оспорить его  доводов:

 

 

 

 

 

 

 

 

— Считаю, что подобные экотехнопарки в России строить нельзя. Их эксплуатация на протяжении 30 лет может нанести непоправимый ущерб окружающей среде, последствия такого шага слабо прогнозируемы.

 

Все эти рассказы о безвредности комплекса, о том, что там будут созданы замкнутые системы водооборота, на мой взгляд лукавство, — считает Алексей Трубачев, — никто этого нам не гарантирует. На практике мы можем получить сжигание большого объема отходов каждый день, что серьезно загрязнит атмосферный воздух для жителей Томска и Северска в радиусе 50 километров. Тем более, я не уверен, что с учетом введения против России пакетов экономических санкций, дорогое импортное оборудование будет нам поставлено из стран Европы. Компенсировать это, по всей видимости, будут установкой устаревшего оборудования, или сжиганием в печах еще большего количества промышленных отходов. По-прежнему не ясно и то, куда будут сливать продукты переработки жидких химических отходов? В Томь? Куда же еще их девать, так как долговременно подобные отходы на складах ЭТП хранить будет невозможно.

 

Виктор МАЛЫШЕНКО