Опубликовано 30 апреля 2022
15:08

На реакторе на быстрых нейтронах «Прорыв» выявили сотни несоответствий

Фото: www.atomic-energy.ru

Мы уже не раз публиковали материалы о том, как на территории площадки АО «СХК» в Северске реализуется проект создания экспериментального реактора на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем. Кроме строительства реактора идет сооружение вспомогательных объектов, в частности пристанционных заводов фабрикации топлива и переработки ОЯТ для демонстрации замыкания топливного цикла, все это комплексно носит название проект «Прорыв». Вопросов к масштабной стройке и правда много, прежде всего к допущенным нарушениям технологии строительства.  И, судя по пришедшим к нам ответам, многие из них, увы, подтвердились.

Запрос от издания

Финансирование строительства экспериментального реактора и вспомогательных объектов к нему, насколько можно судить, идет из государственного бюджета и средств ГК «Росатом». Все первоначальные сроки строительства и запуска объектов, обговорённые в 2012 году, давно сорваны (все завершить хотели к 2022 году. – Прим.ред.). Запуск реактора и вспомогательных объектов к нему не раз переносился, в итоге сумма строительства достигла астрономической цифры в 188 миллиардов рублей и все отодвинуто на 2029 год, если вообще не на 2036 год. Причем причины задержек не финансовые, известно, что в 2021 году топливная компания Росатома «ТВЭЛ» инвестировала 21 миллиард рублей в строительство опытно-демонстрационного комплекса (ОДЭК) по проекту «Прорыв», а в 2022 году вложит еще 24 миллиарда рублей. Сколько вложили до 2021 года – точно неизвестно, но явно не меньше. Несмотря на такое приличное финансирование, строительство самого реактора «БРЕСТ-ОД-300» официально стартовало только 8 июня 2021 года, а модуль фабрикации-рефабрикации топлив (МФР)до сих по не готов. В планах на 2022 год – провести пусконаладку большей части оборудования на МФР, хотя запустить модуль хотели еще в 2017 году.

Расходование средств на стройку идет настолько по крайне запутанным финансовым схемам, до сих пор непонятно, сколько денег было израсходовано на строительство реактора, модуля фабрикации-рефабрикации топлива за все 10 лет и что конкретно сделано на сегодняшний день, какие фирмы были к нему привлечены, и почему они сорвали все сроки строительства и ввода объектов в эксплуатацию.

Самое главное, за последние годы при строительстве экспериментального реактора выявлена масса нарушений строительства, многие из которых вполне могут угрожать функционированию реактора на быстрых нейтронах в безопасном режиме в ближайшем будущем, грозить проседанием и обрушением конструкций, что крайне опасно. Большая часть строительных работ на протяжении многих лет велась компаниями, так или иначе связанные с бывшим депутатом Госдумы и известным российским бизнесменом Валерием Язевым – ООО «ЯВА Строй», ООО «УС БАЭС», ООО УК «Уралэнергострой», позже привлекли корпорацию АО «Концерн Титан-2». Плюс, к строительным работам в Северске в большом числе привлекались пока не установленные нами фирмы-субподрядчики.

Чтобы разобраться в проблеме и привлечь к ней внимание общественности, томские журналисты издания «Итоги-ВТ» еще в феврале текущего года сделали большой запрос в правительство России на имя председателя правительства Михаила Мишустина. В нем они попросили правительство страны провести проверки финансирования строительных работ на объектах «Прорыва», а также соблюдены ли при этом все требуемые СНиПы и ГОСТы, были ли выявлены нарушения при строительстве, если да, то какие именно и как их исправили, и исправили ли их вообще. Не было ли зафиксировано фактов хищений бюджетных средств, если таковые факты все же имелись, то возбудить уголовные дела.

Почти 600 нарушений

Ответа по существу журналистам пришлось ждать долго — более двух месяцев. Сначала поступили традиционные для первой волны запросов отписки из ГК «Росатом» и  прокуратуры Томской области. Правда, содержательной информации там содержалось крайне немного. По большей части они представляли из себя пересылки запроса друг другу с просьбой провести проверки. Более-менее информативный ответ пришел из УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области только в апреле текущего года, материалы самой проверки датированы 21 марта. В нем нам ответили, что, конечно, строительство столь важного объекта, как экспериментальный реактор на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем «БРЕСТ-ОД-300» находится под жестким контролем ГК «Росатом», Ростехнадзора, АО «СХК», прокуратуры и иных контролирующих и надзорных органов. Тем не менее, например, выяснилось, что площадка модуля фабрикации-рефабрикации топлива готова только на 70% и ее запуск запланирован на 2023 год. Дальше сообщалось самое интересное, с 2015 по 2021 гг. со стороны АО СХК» было инициировано 58 проверок строительства реактора и вспомогательных объектов, в ходе которых было выявлено 596 несоответствий (!), устранено 478 несоответствий, а 118 замечаний устраняется в настоящее время, так как срок устранения еще не истек. Большинство нарушений устраняется в административном порядке, иногда идут тяжбы в Арбитражном суде.

К сожалению, какие именно «несоответствия» при строительстве объектов выявили, а какие устранили, в ответе не сообщили. Ранее мы писали о том, что вопросы были к прочности возводимых железобетонных конструкций, уплотнению грунтов, дренажным работам, качеству использованного грунта в котлованах, соответствию котлованов требуемым нормам. Причем нарушения выявили еще в 2018 году, но до самого последнего времени так ничего и не исправили. Теперь же выяснилось, что нарушений допустили кратно больше, но никакие подробности о них рассказывать упорно не хотят. Желание заказчиков и исполнителей строительных работ утаить информацию понятно, только странно видеть благодушие со стороны надзорных органов Томской области и точно такую же позицию, им-то что утаивать и зачем? Увы, эта короткая фраза про десятки проверок и сотни найденных нарушений – все, что удалось узнать изданию. В буквальном смысле жалкие крохи правдивой информации пришлось вытягивать из заинтересованных сторон чуть ли не клещами. Хотя и такой масштаб выявленных несоответствий впечатляет…Что еще таится в документах проверок, одному Богу известно, но мы попробуем все материалы получить и узнать, что же от нас так тщательно скрывают. Наверняка там есть что почитать…

Справка:  почему так важен «БРЕСТ-ОД-300»?

На территории «Сибирского Химического Комбината» с 2012 года возводится опытно-демонстрационный энергетический комплекс (ОДЭК) в составе энергоблока с реактором «БРЕСТ-ОД-300» со свинцовым теплоносителем и замыкающего ядерный топливный цикл пристанционного завода, который включает в себя модуль переработки (МП) облученного смешанного уран-плутониевого (нитридного) топлива и модуль фабрикации/рефабрикации (МФР) для изготовления стартовых твэлов из привозных материалов, а впоследствии твэлов из переработанного облученного ядерного топлива. Такой ОДЭК впервые в мире должен продемонстрировать устойчивую работу полного комплекса объектов, обеспечивающих замыкание топливного цикла. Пристанционный вариант организации топливного цикла (ПЯТЦ) позволяет отработать технологии «короткого топливного цикла» в минимальные сроки в пределах одной площадки. Пристанционный топливный цикл, состоящий из двух основных модулей – МФР и МП, имеет общую систему обращения с радиоактивными отходами (РАО). На первом из них впервые в мире создается опытно-промышленное производство смешанного нитридного топлива на основе энергетического плутония и обеднённого урана с использованием технологии карботермического синтеза.

 

Станислав МИКРЮКОВ.