Опубликовано 23 ноября 2021
15:17

В Россию, с любовью

22 ноября в Томск прибыл орган, о котором в филармонии давно и с практически несбыточными надеждами говорили в последние годы. Инструмент был изготовлен по спецзаказу в Италии, фирмой Viscount. Свой путь из Европы в Сибирь он преодолел достаточно быстро.

Viscount International SpA (Viscount) – производитель музыкальных инструментов, базирующийся в Mondaino (Италия). Бренд Viscount был зарегистрирован в 1969 году, но компания была основана в конце XIX века Антонио Галанти. После 1969 года фирма уделяла основное внимание классическим органам и цифровым пианино. В настоящее время производственная и научно-исследовательская деятельность Viscount базируется в Италии. С момента основания компания постоянно принадлежит семье Галанти.

Цифровой орган – первая заявка в субсидии, которую выделила областная администрация к 75-летнему юбилею филармонии. Запрос на замену инструментов оркестра оказался весомым – были выделены 25 миллионов рублей. Самым последним приобретением в череде музыкальных инструментов стал орган. На юбилейном концерте заместитель губернатора Анатолий Рожков вручил сертификат стоимостью 3 миллиона рублей на покупку органа директору филармонии Наталии Чабовской. И прошло совсем немного времени: концерт состоялся 5 сентября, а уже 22 ноября инструмент прибыл в Томск.

Прибытие органа оказалось одновременно интригующим и обыденным. Событие, безусловно, неординарное, поэтому к нему проявили интерес томские СМИ. И, разумеется, этот день войдет в историю Томской области и филармонии. Немногим так повезло – встретить орган на пороге его нового дома, пусть не с цветами, но с воодушевлением…

Инструмент уже давно необходим. Филармония – областное учреждение культуры, и в ее задачах – исполнение не только в симфонической классической музыки, но и в том числе и в органной, осуществление концертной деятельности не только в областном центре, но и в территориальных муниципалитетах. В расширении концертной деятельности весьма заинтересованы департаменты культуры районов области.

Как все инструменты, орган требует бережного отношения к себе – ему необходимы особый температурный режим и влажность воздуха. Духовой орган в Органном зале нуждается в строгом климат-контроле. Температура в помещении не должна превышать 22 градуса по Цельсию. А цифровому органу, возможно, требуются несколько иные условия.

Орган прибыл разобранным на составляющие и тщательно упакованным. И громоздящиеся друг на друге коробки ничем пока не напоминают короля инструментов…

– Расскажите о новом приобретении, – с этой просьбой мы обратились к штатному органисту филармонии Дмитрию Ушакову.

– Это большой, трехмануальный цифровой орган, изготовленный фирмой Viscount. Технология Physis относится к технологиям физического моделирования, разработана в Viscount. Эта технология подразумевает точное компьютерное моделирование физических процессов, которые происходят в органных трубах духового органа. Это последнее слово в органостроении в цифровом мире. Подобные технологии позволяют использовать цифровые органы в том же качестве, что и их больших собратьев – в концертах, с оркестрами, соло, в ансамблях.

То мнение, которое сложилось среди органистов лет 20–15 назад: что цифровой орган – это неполная имитация, – сейчас сильно устарело. Сегодня самые именитые органисты, и российские, и зарубежные, играют на цифровых органах наравне с духовыми. Никто не видит в этом никакого урона.

– Чем цифровой звук отличается от звука обычного органа?

– По окраске, по характеристике – по тому, как мы услышим – ничем не отличается. Различия в принципе производства. В духовом органе звучат трубы. В цифровом – звук моделируется при помощи сложных алгоритмов с использованием записи каждой ноты каждой трубы духового инструмента и переводится в цифровой формат. Нажимая на клавиши цифрового инструмента, мы заставляем эти клавиши звучать.

– Где будет находиться орган?

– Решение еще не принято. Он, конечно, будет базироваться и использоваться в БКЗ и в Камерном зале. Также будет ездить по Томской области.

– Нужны ли ему особые климатические условия?

– Его нельзя морозить, нагревать… Но, в принципе, он гораздо менее прихотлив, чем его духовой собрат.

Когда пройдет первый концерт?

– Торжественная презентация теперь уже томского органа пройдет в Большом концертном зале 22 декабря. В Томск приедут лучшие органисты России и Сибири… Евгения Кривицкая – органистка, педагог, музыкальный критик, доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории, главный редактор журнала «Музыкальная жизнь», основатель единственного в России специализированного журнала «Орган»; Даниэль Зарецкий – один из самых востребованных и именитых органистов страны. Сегодня заслуженный артист России, лауреат многочисленных международных конкурсов заведует кафедрой органа и клавесина Санкт-Петербургской консерватории.

Из Новосибирска – Наталья Багинская, лауреат Международного конкурса органистов Organo Duo и обладатель Гран-при нескольких международных конкурсов, доцент Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки. Андрей Бардин поздравит томичей от имени Красноярской филармонии.

– Каковы гастрольные планы по Томской области?

– Выезды пока находятся в процессе обсуждения, поскольку это связано с целевым бюджетным финансированием. Уже прорабатывается поездка в Асино и в некоторые другие муниципалитеты Томской области. Этот проект есть, и он получит свое развитие.

– Однажды в Томске был абонемент органа с оркестром. Будет ли он возобновлен на Большой зал?

– Обсуждалась такая тема с Михаилом Григорьевичем Грановским – главным дирижером и художественным руководителем симфонического оркестра. Он заинтересован. Кстати, 22 декабря презентация органа пройдет с оркестром. Это практически начало череды концертов… Вместе с маэстро мы думаем над созданием репертуара. Не могу сказать, будет ли это абонемент, или это будет серия концертов. На самом деле это не так уж и важно. Но формат такой, конечно, предполагается. Собственно это была одна из целей приобретения органа.

Событие, которого так долго ждали специалисты и музыканты, свершилось. А томской публике придется набраться терпения до 22 декабря. Созвездие имен предполагает интереснейший формат концерта, а взыскательность и особое отношение к музыкальному материалу маэстро Грановского только добавляют интриги к слушательским чаяниям. Судя по всему, томичей ожидает масштабная презентация – гала-концерт, главным героем которого станет новый цифровой орган.

 

Маргарита КОМАРОВА

Фото: Игорь ВОЛК