Опубликовано 10 ноября 2021
20:41

«Дело Начкебия»: поступят ли в бюджет «минимизированные» миллионы налогов ?

Зря потратились – можно сказать про только что прошедшие выборы в российские региональные  парламенты.  Судя по всему, многим кандидатам в депутаты позволили стать таковыми только для чьих-то звездочек и званий: чем выше статус подозреваемого, тем больше потом премия у его следователя… Например, так  можно сказать о некоторых только что избравшихся депутатах в центральной части России — стало известно, что за минимизацию налогов арестован директор и совладелец группы компаний «Гармония». Речь идет о целенаправленных действиях налогоплательщика, которые позволяют уменьшить обязательные выплаты в бюджет через преднамеренное обесценивание активов. Иными словами, прецедент создан… Может ли он сработать в Томской области? По нашему мнению – да.

Ничто не забыто

Для начала вспомним о том, что в томских и федеральных СМИ еще в 2012 году достаточно подробно освещалась скандалы вокруг лесопромышленного холдинга «Томсклесдрев», о взаимоотношениях между собственниками предприятия и инвесторами, что привело к возбуждению уголовных дел по фактам преднамеренного банкротства. В прессе фигурировали такие компании как ООО «ЛПО «Томлесдрев», «ООО «Томлесдрев», ООО «СибЛПО «Томлесдрев». При обнародовании теневых схем всплыли следующие фамилии — Олега Баланчика и занимавшейся бухгалтерией компаний холдинга Татьяны Комаровой, руководителя юридической службы Сергея Порсева, начальника службы безопасности Сергея Лебедева, ну и конечно Антона Начкебия — сына погибшего в 2007 году руководителя и владельца холдинга Михаила. Тогда данными СУ СК, в ЛПК при посредстве многочисленных аффилированных с ним структур в течение нескольких лет использовались разветвленные схемы ухода от налогов и расхищения имущества.

По этим фактам СУ СК РФ Дагестана в конце 2012 года был возбужден ряд уголовных дел. Кроме того, в тот год журналисты писали и о том, что холдинг «Томлесдрев» получил значительные кредиты в тогдашнем «УРСА-банке» (ныне МДМ-банк) на завод по производству фанеры, а потом между банком и предприятием возникли финансовые разногласия, арбитражные процессы и исполнительные листы, причиненный ущерб оценивался в более чем 300 миллионов рублей…Увы, те уголовные дела и арбитражные споры закончились непонятно чем, нынешний владелец компаний Антон Начкебия, никак от них не пострадал, более того, сохранил контроль за всеми активами отцовского холдинга. Правда, между собственниками предприятий крупного лесопромышленного холдинга сразу же возникли новые серьезные разногласия, которые официально «завершились» только этим летом. Именно они в перспективе  и могут грозить владельцам предприятий «Томлесдрева» как новыми уголовными делами и вот почему.

Обманутый акционер

Напомним, наряду с нынешними владельцами предприятия, Антоном Начкебия и Сергеем Просевым свою долю собственности в холдинге имел еще один акционер – Дмитрий Козлов, о котором томичам известно не так уж и много. В частности, он являлся совладельцем таких компаний, как ЗАО «Завод ДСП-МДФ», ЗАО «Сибавтотранс» (Республика Алтай), ЗАО «Сибавтотранс» (Томская область), ООО «Кварц» (Дагестан). В 2007 году стоимость имущества этих предприятий составляла более 1,5 млрд руб., чистая прибыль до 2010 года – 1 млрд рублей. Однако в 2009-2010 гг. с них было выведено более 800 млн рублей активов. На сегодняшний день Дмитрий Козлов фактически лишился своей доли в бизнесе – его акции продали обманным путем за сумму в десятки, если не в сотни раз меньшую их реальной стоимости.

В 2009, 2016, 2017, 2018 и 2020 гг.  этот акционер подавал множество исков в Арбитражный суд Томской области против совладельцев завода, его судебные тяжбы не прекращались почти 13 лет, с 2008 года.  В своих исках в суд бизнесмен требовал, в частности, признать решение общего собрания акционеров ЗАО «Завод ДСП-МДФ», оформленного протоколом № 4 от 14 ноября 2008 г., которым были внесены изменения в устав ЗАО, и в регистрационную запись Межрайонной ИФНС № 1 по Томской области о внесении изменений в ЕГРЮЛ в отношении ЗАО «Завод ДСП-МДФ» «2080522005364» недействительными.

Также томичом против ЗАО подавался в суд иск, в котором он просил истребовать и предоставить ему для изучения всю уставную и отчетно-финансовую документацию компании за период 2012-2016 гг. Это требовалось для того, чтобы продать все имеющиеся акции завода по рыночной цене, о чем в суд подан еще один иск — о выкупе пакета акций по рыночной цене. Кроме того, акционер хотел признать недействительными решения внеочередного общего собрания акционеров ЗАО «Завод ДСП -МДФ» от 30 июня 2017 год. На нем, в частности, приняли решение не распределять прибыль компании по результатам 2016 года, оставив прибыль в распоряжении ЗАО в качестве финансового обеспечения производственного развития организации.

Свои иски в суды Дмитрий мотивировал тем, что совладельцы завода в лице Антона Начкебия и Сергея Порсева всячески мешали ему знакомиться с финансовой отчетностью предприятия на протяжении почти 8 лет, препятствовали в получении дивидендов, пытались занизить его долю в бизнесе, не информировали о собраниях акционеров, принимая важные решения. Фактически его просто выдавливал из бизнеса, вынуждая продать все акции, которые он имеет, по номинальной цене, по 100 рублей за штуку. Поэтому Дмитрий и обратился в арбитражный суд с иском к ЗАО «Завод ДСП-МДФ» об обязании выкупить у него 38 тысяч 352 обыкновенных акций, принадлежащих ему, по цене не ниже рыночной, по поводу чего назначена экспертиза. Акционеры же хотели выплатить Козлову номинал – 3 млн 852 тысяч рублей, что, в общем-то, по сравнению с рыночной ценой завода в несколько миллиардов рублей – сущие копейки.

Несмотря на то, что ряд судебных процессов против ЗАО «Завод ДСП-МДФ» ему удалось выиграть, большую часть исков в Арбитражном суде Томской области Дмитрий Козлов проиграл, хотя изначально имелись все шансы на успех. Лишился бизнесмен в итоге и пакета своих акций, при проведении процедуры банкротства, инициированной с помощью своих противников (дело «Химмедсервиса»), конкурсный управляющий продал акции инвестора стоимостью в сотни миллионов за 3,8 миллиона рублей, как раз за нужную совладельцам сумму.

Когда наврали государству?

О том, что активы предприятия стоят намного больших денег, говорит и тот факт, что между ЗАО «Завод ДСП-МДФ» и ПАО «Сбербанк России» был заключен целый ряд договоров поручительства, ипотеки, залога. Все они отражены в многочисленных решениях судов.

Содержание договоров свидетельствует о том, что «Сбербанк» принял имущество завода в обеспечение кредитных обязательств ООО «Томлесдрев» на общую сумму более 7 млрд рублей (расчет приведен на сумму 7 млрд 683 млн 328 тысяч 013,88 рублей) и что данное имущество ответчика является достаточным для покрытия убытков банка в случае возможного невозврата полученных ООО «Томлесдрев» кредитных средств. То есть только для залога одного кредита более чем 38,3 тысяч акций завода стоили вовсе не 3,8 млн рублей, а в тысячи раз дороже! Понятно, что финансовый управляющий не сам пришел к такой оценке, а на основании данных, которые ему предоставил «Томлесдрев». И тут вопрос встает ребром: в каком случае «врали» на заводе? Сбербанку, когда отдавали акции в качестве обеспечения многомиллиардного кредита, или суду, когда забирали акции у акционера? И то и другое тянет на несколько лет лишение свободы!  Причем оценка в 3,8 млн рублей была «нарисована» как раз в то время, когда только официально на счетах предприятия находилось несколько десятков миллиардов рублей…

Бастрыкину на заметку

Между тем бизнесмен Дмитрий Козлов, как сообщало издание «Сибкрай», был вовсе не единственной жертвой владельцев «Томлесдрева». Примерно также лишили активов Сергея Сокольникова, который утратил доли в транспортном предприятии ООО «Грейс», которое занималось доставкой покупателям продукции лесоперерабатывающего холдинга. Пострадал от действий томских дельцов и известный московский финансист Алексей Алякин, принимавший активное участие в делах холдинга и владевший 50-процентной долей в ООО «СибЛПО «Томлесдрев». Своей доли он лишился после выведения активов предприятия в другие структуры. Перечислять все применяемые схемы можно долго, для полного списка просто не хватит места в газете.

И здесь, конечно, придется задать пока что риторические вопросы: где все это время были томские правоохранительные органы, почему они бездействовали, несмотря на многочисленные публикации в СМИ? Более того, известно, что с заявлениями о совершенных преступлениях бывшие сотрудники и инвесторы предприятий холдинга, включая Сергея Лядова, Дмитрия Козлова, Алексея Алякина, обращались в СК множество раз и почти всегда без особого результата. В чем же причина этого бездействия? Может быть,  в том, что руководитель СБ холдинга Сергей Лебедев долгое время работал на руководящих должностях в областной прокуратуре, а его супруга до сих пор является сотрудником местного СУ СК РФ?

Так это или иначе вполне могут подсказать дело А40-337694/2019,  с материалами которого никому не дают ознакомиться уже три года. Попробуем запросить его на основании Закона «О СМИ». Так что – продолжение следует.

 

Станислав МИКРЮКОВ

 

Кто такой Антон Начкебия?

Чуть более месяца назад завершились выборы в областную думу. На них, как мы уже теперь знаем, с разгромным счетом победили кандидаты от «Единой России». Среди них был прежде не занимавшийся активной политической деятельностью кандидат Антон Начкебия, совладелец компании ООО «Томлесдрев», на выборах он шел от Чулымского одномандатного избирательного округа № 21. Областным депутатом он стал еще в 2017 году на довыборах, однако все последние 4 года о нем было мало что слышно, но теперь, как видно, бизнесмен решил стать настоящим политиком. Скажем сразу, мы имели кое-какую информацию о деятельности депутата на протяжении последних 12 лет, но решили не публиковать ее в разгар избирательной кампании, так как нас могли превратно понять.