Опубликовано 14 ноября 2018
17:12

«Хочешь быть успешным в жизни? Учи математику!» — советует своим ученикам Вера Валентиновна Диденко

Одна из технологий, которую применяет на своих уроках молодая учительница, – технология игрофикации или геймификации. И вот как она это поясняет:

Игра для детей гармоничное состояние, и это нужно использовать и в образовательном процессе. Мы изучаем математику на фоне игры. Не ответил сегодня на уроке, не справился с самостоятельной работой – «двойки» сразу не будет, но завтра постарайся исправить, добрать из накопительной системы баллов. Баллы можно накопить и за активную работу на уроке, и за помощь однокласснику в освоении темы, и за задачи, которые ребята решают в нашей группе в социальной сети «ВКонтакте».

Детям становится интересно, они активно включаются в работу. Так, в прошлом году девятиклассник, которому со 2-го класса говорили, что он гуманитарий (то есть «не дано» хорошо учиться по математике), сдал экзамен по математике на 4!

Прошлой весной 13 из 16 учеников 9-го класса сдали экзамен по математике на «4» и «5», и только трое получили «удовлетворительно».

– Учителя тоже заинтересованы в результатах детей. Нас оценивают прежде всего по достижениям наших учеников. В начале нового учебного года мы, учителя, получили неплохую премию за результаты, показанные нашими школьниками, так что есть стимул работать много и качественно, улыбается Вера Валентиновна.

Как становятся учителями

 

Молодые учителя – математик Вера Валентиновна и физик Сергей Сергеевич Диденко, муж и жена, работают в Итатской средней школе Томского района. По городским меркам, школа небольшая 272 ученика, но это совсем не типичная школа из « глубинки»!

– Наша школа и внешне выглядит красиво, а по шикарному внешнему оснащению не уступает любой городской, – говорит учитель физики. – Итатская школа является лидером по внедрению инновационных образовательных технологий. Наша школа одна из первых стала внедрять интерактивные доски, систему обучения «1 ученик – 1 компьютер», цифровое лабораторное оборудование. Во многом это заслуга директора: Геннадий Аркадьевич Дубок руководит школой уже более 25 лет.

В школу приезжают работать молодые учителя, сейчас их уже девять, а началось всё с супругов Диденко – они приехали в Итатку в 2012 году. Тогда Вера заканчивала магистратуру по направлению «прикладная математика и информатика» в Томском политехническом университете, изучала математическое моделирование и должна была стать научным сотрудником. Сергей – магистрант-радиотехник, тоже политехник. Однако жизнь преподнесла сюрприз, круто изменивший всё: магистрантка Верочка подрабатывала репетитором, занималась математикой со школьниками.

И я поняла, что мне нравится работать с детьми, делать школьную математику интересной и понятной для детей. Так я попала в профессию и супруга за собой потянула. И мы приехали в Итатскую школу, так как здесь предоставляли муниципальное жильё на территории бывшего военного городка, – вспоминает Вера Валентиновна. – Нам, считаю, повезло: директор Геннадий Аркадьевич рассказал обо всех программах поддержки молодых педагогов. Так, мы оба в течение трёх лет получали губернаторскую стипендию. Поддержка была не только материальная: нас, как молодых педагогов, опекали в первую очередь наши новые коллеги, учителя-наставники, которые были закреплены за каждым из нас, методисты из районного управления образования, РЦРО, областного департамента образования, привели нас и в конкурсное движение. Мы с мужем стали участвовать, а это интересно, появляется азарт, желание поделиться своими наработками, поучиться у других: конкурс – это саморазвитие.

В 2017 году Сергей Сергеевич был лауреатом областного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года». До победы не хватило совсем немножко баллов, однако он не расстроился: войти в число лауреатов самого популярного конкурса педагогического мастерства, показать свои наработки, познакомиться с творчеством талантливых учителей со всей области это замечательно! Тем более что лавры победителя у молодого учителя уже были: в конкурсе мужчин-педагогов «Рыцарь в образовании» он стал первым. А в этом году участницей конкурса «Учитель года-2018» стала Вера Валентиновна: она победила на районном этапе, вошла в финал областного состязания педагогов, выполнив поставленную перед собой цель… И стала абсолютным победителем, и в сентябре поедет в Санкт- Петербург представлять томское учительство в финале Всероссийского конкурса «Учитель года России- 2018».

———-

«Необучаемых детей нет…»

 

Совсем скоро дети будут сдавать ОГЭ и ЕГЭ. Нередко результаты бывают неожиданными: кто-то не рассчитал время, кто-то перенервничал, но успешно сдать должны все, так как много работали, говорит Вера Валентиновна. К сожалению, не у всех детей есть мотивация хорошо учиться. И потому в начале учебного года я стараюсь побывать на родительских собраниях во всех своих классах и убедить родителей: чтобы дети хорошо учились, мы должны их мотивировать, уделять им больше времени и внимания.

Уверена, необучаемых детей нет, вопрос в том, сколько времени нужно потратить на обучение… Объясняю родителям, что сейчас массу возможностей для успешного обучения можно найти в Интернете: показываю ресурсы, где можно самостоятельно выбрать «объясняющего»: школьника, студента, а возможно, преподавателя вуза. Если родители жалуются на медленный Интернет, то я скачиваю эти ролики на флэшку и передаю мамам и папам.

Я хочу донести до детей, что в жизни можно добиться всего при условии, что будешь работать. Хочешь добиться результата приложи немного усилий, как говорится в пословице «без труда – не вынешь рыбку из пруда». В процессе обучения и спорить приходится, и убеждать, и отвечать на неудобные вопросы. Любимый вопрос наших детей: «А где мне это в жизни пригодится?» Вот и пытаюсь доказать, что математика – это не просто цифры и формулы, а стиль мышления, логика, а также упорядоченность, организованность. Математика это определённые способности, которые содействуют развитию личности и служат ключом к достижению успеха в любых направлениях деятельности!

После уроков мы выполняем проекты, которые «льют воду на мою мельницу», их идеи подсказывает сама жизнь. Так, в семье одного мальчика читали сказку младшему братику о золотом яйце. Старший пришёл в школу и сказал: будь у него золотое яйцо, то можно было бы и не работать! Я предложила детям посчитать, а сколько же стоит золотое яйцо? И оказалось, что всего-то 70 тысяч рублей, так что работать фантазёру всё равно бы пришлось!

Или ещё пример: когда у меня появился сынок, то в семье одной школьницы родился младший братик. И мы решили узнать, а что же дешевле: каждый день стирать пелёнки или пользоваться подгузниками, которые считаются довольно дорогими? Мы высчитывали стоимость воды, электричества, сравнивали, и оказалось, что затраты примерно одинаковые! Вот такой у нас получился неожиданный проект, девочка ездила с ним и в Томск, и в Самару, где на международной конференции заняла 3-е место. А неожиданное применение «царицы наук» в этом проекте ещё раз показало моим ученикам, что математика это совсем не сухо, а интересно и необычно. А когда неожиданно, то всегда увлекает… Приятно, что нынешняя выпускница Маша, которую я учила с 6-го по 11-й класс, собирается стать учителем математики.

Сейчас и у детей, и у педагогов напряжённое время: идут экзамены, в 9-х классах – ОГЭ, в 11-х – ЕГЭ. Надеюсь, что наши школьники успешно преодолеют все испытания. Затем будет отпуск, и мы по традиции поедем в Казахстан, где живут наши родители. В сентябре предстоит поездка в Санкт-Петербург, на финал конкурса «Учитель года России-2018». Вполне возможно, что Сергей поедет вместе со мной как группа поддержки, а нашего Андрюшу (ему сейчас три годика) мы поручим нашим заботливым бабушкам…

…У нас замечательная профессия, в школе творческий коллектив, и есть вакансия – учитель начальных классов. Приезжайте, будет интересно!

 

Тамара ДРОЗДОВА