Опубликовано 26 марта 2021
10:03

Статус вузов существенно расширят

Наукой займутся на самом высшем уровне

«Очень хорошо, что вы стали поднимать проблемы высшего образования в газете. Мне как бывшему преподавателю эта тема не безразлична. Слышал о каких-то сверхновациях в этой сфере. В чем их суть и не повредят ли они образованию, как многие предыдущие?»

Сергей Артюхов

 

Госдума приняла в первом чтении законопроект о расширении автономии высших учебных заведений. Напомню, ранее Владимир Путин на встрече с российскими студентами призвал парламент ускорить принятие соответствующего закона.

Благодаря его вступлению в силу вузы получат больше автономии в выборе образовательных программ и смогут готовить специалистов по укрупненным группам профессий. У студентов в таком случае появится возможность получать одновременно несколько квалификаций, менять профиль обучения, переходить на другие факультеты и так далее. Такая «расширенная» автономия вузов в выборе образовательных программ позволит быстрее реагировать на изменения на рынке труда и готовить востребованных работодателями выпускников. А у студентов, которым важно получить в будущем работу по специальности, будет возможность быстрее адаптироваться к новым условиям.

Еще одно практически уже принятое законодательное новшество в высшей школе —  аккредитацию вузов сделают бессрочной. Получил один раз, и все. Напомним,  до сих пор вузы аккредитовывались только на шесть лет. Причем процедура эта выматывала буквально всех: и подготовка, и сбор массы документов, и непомерно высокие требования. Теперь все должно стать иначе. Главный ориентир — оценка знаний студентов на всех уровнях: бакалавриат, магистратура и аспирантура.

Напомним, свидетельство о госаккредитации необходимо высшему учебному заведению, если оно хочет выдавать диплом гособразца. Каждая из программ аккредитуется отдельно. Требования одинаковы как к частным, так и к государственным вузам. Документ уже на рассмотрении в Госдуме: планируется, что его примут к лету.

Однако самая важная новация, озвученная на минувшей неделе, заключается в том, что президент Владимир Путин утвердил состав совета при президенте по науке и образованию. Глава государства возглавил его лично. Заместителем председателя назначен зампред Совета Безопасности Дмитрий Медведев, а помощник президента Андрей Фурсенко — секретарем совета. Основными задачами совета являются формирование основных направлений государственной научно-технической политики и оценка эффективности ее реализации, подготовка президенту предложений о развитии науки и образования.

Кроме того, президент  подписал указ «О мерах по повышению эффективности государственной научно-технической политики»,  которым возложил на президентский Совет по науке и образованию определение стратегических целей и задач научно-технологического развития России. Он  поручил создать при правительстве комиссию по научно-технологическому развитию. В ее состав  войдут представители Совета Безопасности, министр науки и высшего образования, главы Минфина, Минпромторга, Минздрава, Минсельхоза и Минцифры или их заместители.

Комиссия должна будет ежегодно (до 1 сентября) представлять в президентский Совет по науке и образованию информацию о реализации основных направлений государственной научно-технической политики, важнейших инновационных проектов государственного значения.

В указе подчеркивается, что проекты и программы, принятые по решению комиссии, реализуются правительством в приоритетном порядке. Камбин должен в течение месяца утвердить положение о комиссии и создать ее аппарат, в течение двух месяцев — определить объем и порядок финансирования ее мероприятий. Документ вступил в силу со дня его подписания.

В электронном «табеле» будут ставить только «хорошо» и отлично

 «Недавно дочь пришла в слезах . Её сын (мой внук) нахватал неудов, причем абсолютно глупых. Просто из-за рассеянности, у него возраст сейчас такой. Мать попросила  у преподавательницы о пересдаче, а та сказала, что не положено. Так как нам реабилитироваться?»

Анна Лобзарь

В Рособрнадзоре допускают создание внеобразовательных центров оценки качества знаний. В том числе и для школьников.  Достижения обучающихся  будут фиксироваться в «цифровой биографии» начиная уже с четвертого класса, а поступать в вузы можно будет в том числе и по системе этих личных портфолио.  Изменения связаны с цифровизацией. Многие способности детей через ЕГЭ просто невозможно оценить. Сейчас мы на пороге того, чтобы уже начать объективно оценивать не только знания предметов, но и другие достижения ученика: креативность, творчество, спортивные способности.

Концептуальные проекты альтернативных ЕГЭ обсуждаются. Скажем, в рамках цифровой образовательной среды могут фиксироваться достижения ребенка начиная с четвертого класса: успеваемость, волонтерская работа, участие в олимпиадах и многое другое.  Это своего рода образовательная копилка, куда не будут заноситься оценки за поведение или двойки. Наоборот, только положительные вещи и внеучебная деятельность.

Кроме того, могут быть созданы внешкольные центры оценки качества образования, куда ребята в течение года смогут приходить и писать контрольные — годовую или любую другую. Их результаты также будут отражаться в «цифровой биографии».

Очень скоро в России появится  единый оклад для молодых учителей

«Я потомственный педагог. Сейчас на пенсии. И мне горько видеть, как сегодняшние молодые не то что сбегают из школы, но даже не хотят идти работать учителями. Говорят, что в школе   им просто не на что жить. Педагоги в принципе не избалованы деньгами, а что касается молодых, то тут вообще – туши свет… Когда-нибудь эту проблему решат?»

Наталья Ковалева

Буквально на минувшей неделе Минпросвещения раскрыло детали новой системы оплаты труда учителей. Молодым педагогам (до 35 лет) предлагают платить единый для всех страны оклад, который должен составить полтора или два МРОТ.  В этом году МРОТ составляет 12 792 рубля. Свою инициативу Строкова объяснила тем, что по регионам страны уровень МРОТ разный и зарплаты учителей отличаются в разы.

Кроме того, понятие  «молодой педагог» закрепят в федеральном законодательстве. Реализация идеи поможет повысить престиж профессии учителя, а также даст возможность молодым специалистам оставаться работать в своем регионе.