Опубликовано 25 февраля 2021
22:18

На многомиллионной стройке нового реактора Северске случилось «ЧП по качеству»

В томских и федеральных СМИ снова появились бодрые новости об успехах при строительстве реактора на быстрых нейтронах «БРЕСТ-ОД-300» в Северске.  Как мы знаем, там вот уже 8 лет реализуется отраслевой проект «Прорыв» по созданию опытно-демонстрационного энергокомплекса (ОДЭК), включающего в себя энергоблок 300 МВт с реакторной установкой на быстрых нейтронах, а также пристанционный замкнутый ядерный топливный цикл. Так о чем же нам сообщили, и что удалось узнать самостоятельно? Давайте же узнаем.

Неэффективная огнезащита

Если мы поверим заместителю генерального директора АО «СХК» по проекту «Прорыв» Александру Гусеву и управляющему по строительству на слово, то проблем, словно и нет — стройка идет полным ходом. Только тогда совершенно непонятно, из-за чего все-таки сорваны сроки строительства и ввода в эксплуатацию модуля фабрикации. И, как выясняется, проблемы со строительством реактора есть и нешуточные. Как же нам удалось узнать об этом? Достаточно просто — проверили генерального подрядчика строительства, фирму «УС БАЭС» по открытым базам, — системе «Контур.Фокус» и картотеке Арбитража. Ведь, как мы уже поняли, безоглядно верить на слово официальным сообщениям точно не стоит, их нужно оценивать критически, перепроверять. И в очередной раз мы оказались абсолютно правы…

Первое, что бросилось в глаза – иски в Арбитражный суд со стороны заказчика, к ООО «УС БАЭС»  касаются прежде всего  низкого качества строительства и даже…  «утраты оборудования». Компания ООО «УС БАЭС», как уже не раз писали, — преемник фирмы экс-депутата Госдумы и бизнесмена Валерия Язева, предприятия ООО «Ява Строй», ранее подрядчиком строительства реактора была она. В 2018 году подрядчиком стало «УС БАЭС». Владельцем «УС БАЭС» согласно сайту «Контур.Фокус» числиться язевская контора, — ООО «УК «Уралэнергострой».

Напомним, в свое время именно «Ява Строй», взялась выполнить работы по огнезащите на объекте общей стоимостью в 28,3 млн. рублей. Общестроительные работы выполнили, но в марте 2017 года заказчик обнаружил, что огнезащитное покрытие частично вздулось и отслоилось! Подрядчику предписали провести ремонт покрытия. Интересно, верно? Модуль фабрикации уран-плутониевого топлива должен иметь повышенную огнестойкость, что само по себе очевидно! Напомним, речь тут идёт о ядерных реакциях, где огромные температуры… Но как выяснилось, в реальности именно с этим есть проблемы.

Дальше – больше.  В 2016 году все та же ООО «Ява Строй» получило от АО «СХК» новое оборудование, в документах сообщается о «комплектном распределительном устройстве в 6кВ в блочно-модульном исполнении со шкафом оперативного тока». По документам монтаж оборудования осуществлен в 2017 году. В конце 2018 года инвентаризационная комиссия, при проведении обследования сооружения №63 обнаружила частичное отсутствие комплектующих. Причем стоимость утраченного оборудования составила 2,1 млн. рублей. Куда оно делось, кто все это поснимал, –неизвестно. В документах суда говориться лишь о том, что оно «утрачено». Как можно «утратить оборудование» на 2 миллиона рублей на охраняемом военными спецобъекте, да еще в закрытом городе, так и осталось невыясненным. Но факт уже сам по себе вызывает большую тревогу, а все ли смонтированное ранее оборудование ОДЭКа находится на месте? Может, оно тоже частично «разобрано» неизвестными и исчезло черт знает куда?

Проблемы с несущими конструкциями?

Это далеко не все странности, которые удалось обнаружить при изучении судебной практики. Например, северский отдел инспекции ядерной и радиационной безопасности на ПТЦ и ЗАТО Межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора обнаружил не менее занимательные вещи. Отдел провел выездную проверку строительства МФР ОДЭК, осуществляемого в тот момент компанией ООО «Ява Строй».  В ходе ее проведения опять-таки были обнаружены нарушения федеральных норм и правил. Тут все куда интереснее и намного серьезнее, обратим внимание вот на что, — от компании потребовали переоформить результаты контроля прочности бетона, например там, где имелись акты оценки набора прочности цементобетона методом неразрушающего контроля. Кроме того от подрядчика потребовали обеспечить проведение контроля прочности бетона при бетонировании плит перекрытия, а также обеспечить для монолитных конструкций здания № 4 проведение сплошного контроля прочности бетона неразрушающими методами. Плюс, «Яву-Строй» заставили подтвердить выполнение требований по погружению свай здания №22 и к армированию плит перекрытия, кроме того, было не ясно, имеется ли должная защита болтов, гаек и шайб от коррозии. Если говорить обычным языком, — возникли серьезные вопросы к прочности несущих конструкций построенных за истекшие 5 лет зданий, для чего и понадобились столь сложные методы контроля. Крайне неприятное открытие…

При этом контракты с компанией «УС БАЭС», преемником «Явы-Строй», почему-то до сих пор не расторгнуты. Некоторые  федеральные СМИ объясняют этот странный факт тем, что коммерсанты работают под крышей кого-то из чиновников. Причем довольно высокопоставленного. В данный момент мы перепроверяем данную информацию.

Подозрительные банкротства

И наконец, самое главное, язевские конторы, «УС БАЭС» и ООО «УК «Уралэнергострой», подрядчики «Прорыва», — банкроты. В настоящее время их долги превышают 2,6 миллиарда рублей.  В арбитраже уже рассматривается иск о признании несостоятельности УК «Уралэнергострой», задолжавшей ФК «Открытие» порядка 2 млрд рублей, и еще под 600 миллионов другим структурам. О намерениях подать иск о банкротстве дочерней структуры «УК «Уралэнергострой», компании «УС БАЭС» еще в декабре прошлого года заявлял один из партнеров фирмы. Вообще, у «УК «Уралэнергострой» сейчас далеко не лучшие времена, ранее, в период строительства энергоблока БН-800 на Белоярской АЭС численность привлекаемых на стройки сотрудников была равно 7 тысячам человек, сейчас она уменьшилась в десятки раз, а часть оборотных средств фирма вынуждена замораживать, ожидая платежей по контрактам. В отношении «УС БАЭС» иск о банкротстве подан компанией ООО «Северстрой», которому фирма задолжала порядка 20 млн рублей. В целом же кредиторы заявили о долгах «УС БАЭС» только за последний год на сумму свыше 120 млн. рублей, так что скоро подрядчик «Прорыва» получит против себя новые иски.

Между тем, как пишут федеральные СМИ, сам же бизнесмен Валерий Язев выходит из строительного бизнеса и подконтрольных ему структур и обсуждает вопрос продажи принадлежащих его семье активов лицам, связанным с собой и своим сыном — Андреем Язевым. В качестве потенциального приобретателя пакетов акций и уставных долей называется бизнесмен Виктор Суруда, нынешний генеральный директор «УК «Уралэнергострой», он же сейчас владеет 51% уставных долей компании.

Что же будет со стройкой «БРЕСТа» в ближайшие месяцы, сказать трудно. Ясно одно, в текущей ситуации все работы на объекте замедлятся еще больше. Судя по всему, сам Валерий Язев, как и  его томские покровители, за последние 7 лет неплохо заработал на этой «стройке века». Ну а то, что итогового результата нет, так в первый раз что ли…

Стоит вспомнить, сколько лет те же «язевцы» строили БН-800 на Белоярской АЭС, и сколько миллиардов рублей в итоге все это  стоило государству…  Каково же качество этих  строительных работ, если их вели почти 18 лет, лучше даже и не думать…

Что происходит на «Прорыве» сегодня?

Последние новости были опубликованы на сайте АО «СХК» 16 февраля, — заказчика строительства, наряду с госкорпорацией «Росатом». Итак, если верить официальной информации, то в Северске успешно продолжается работа по строительству модуля фабрикации/рефабрикации уран-плутониевого СНУП-топлива (МФР) на площадке ОДЭК. В настоящее время завершен монтаж площадок под оборудование линии изготовления таблеток смешанного нитридного уран-плутониевого топлива. Началась установка в проектное положение основного технологического оборудования восьми участков линии карботермического синтеза и линии изготовления таблеток ядерного топлива. Модуль по производству плотного СНУП-топлива должен стать одним из основных элементов энергокомплекса, включающего в себя энергоблок мощностью в 300 МВт и реакторную установку.

Станислав МИКРЮКОВ