Опубликовано 19 Февраль 2021
16:35

Только с согласия: юристы рассказали про важные «нюансы» закона «Об удалёнке»

С начала года действуют поправки в Трудовой кодекс об «удаленке», которые казалось бы, внесли полную ясность. Однако одно дело теория , и совсем другое – практика. У сотрудников  и после введения поправок вопросов осталось достаточно. Какие, например?

Читайте основу!

Все новое всегда настораживает. И самый распространенный вопрос сегодня: а не ухудшится ли положение работника при переходе на удаленку?  На что  надо обратить особое внимание? Юристы советуют, в первую очередь, внимательно и вдумчиво изучать  все документы, которые предлагает  подписать работодатель. В числе основных – сам трудовой договор или дополнения к нему.

Сюда же следует отнести и локальные нормативные акты — различные положения, порядки и стандарты, потому как они непосредственно регламентируют деятельность работника. А если работник не согласен с переводом на удаленный режим, имеет ли он право отказаться? И может ли работодатель его уволить за отказ?

Если только форс-мажор

Закон говорит о том, что переход на удаленный режим работы — дело добровольное. Этот вопрос должен решаться только по обоюдному согласию работника и его руководства.  Однако в новой редакции Трудового кодекса предусмотрен и обязательная удаленка по инициативе работодателя.  Что это означает?

Что в случае форс-мажорных обстоятельств — природной или техногенной  катастрофы, производственной аварии, пожара, наводнения и прочее  работодатель может отправить  работника на удаленку исключительно своим решением. А за отказ в таких обстоятельствах ему будет грозить взыскание вплоть до увольнения. Еще один важный момент — основанием при этом для обязательного перевода должно быть соответствующее  решение органа власти. То есть если коротко: работника можно перевести «подальше» и без согласования, но только в условиях ЧС.

А что с зарплатой?

Самая большая боязнь работников, что при удаленном режиме оплата труда окажется меньше. Как поступать работнику, если его худшие опасения оправдались? Юристы в этом случае единодушны — такие действия работника однозначно противозаконны. Соответственно, работнику имеет смысл обратиться за защитой своих трудовых прав. Перевод на удаленку должен осуществляться только с сохранением прежней должности и полноты оплаты труда. Об этом напрямую говорит Трудовой кодекс.

Однако, практике уже не редки ситуации, когда при разбирательствах оказывалось, что сам работник  подписал письменное согласие на изменение условий. Вот почему необходимо внимательно и вдумчиво читать все документы, которые предлагает  подписать работодатель. Изменения условий труда вполне может легализовать  работодателю возможность снижения размера заработной платы.

Не согласная я…

Это маловероятно, но чисто гипотетически может случиться: работник категорически не согласен переходить на удаленный режим. Что тогда? А тогда руководитель должен будет  в письменной форме предложить ему другую имеющуюся работу. Это может быть вакантная должность или работа, соответствующая квалификации работника, а также вакантная нижестоящая должность или нижеоплачиваемая работа. Если же такой работы нет, то трудовой договор прекращается. При этом работнику должно быть выплачено  выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка.

Кстати, надо помнить, что закон обязывает работодателя в случае форс-мажорных обстоятельств обеспечить работника необходимыми средствами и дистанционным оборудованием. И если этого не сделано, а работник именно по этой причине не имеет возможности выполнять свои обязанности, то следует зафиксировать время простоя. По закону оно оплачивается. Размер оплаты установлен в размере не менее двух третей оклада, рассчитанных пропорционально времени простоя.

Что надо обязательно обговорить на «берегу»?

Работник должен четко понимать, переход на удаленку – этот временный или постоянный момент?

Установлен ли распорядок трудового дня?  Как именно работодатель будет контролировать, что вы соблюдаете распорядок?

Закреплен ли в трудовом договоре, соглашениях к нему либо локальных нормативных актах обмен электронными документами и в какой именно форме?

Установлена ли обязанность работодателя представить оригиналы на бумажном носителе и что для этого нужно сделать?

Если вы используете свое оборудование для работы, установлена ли работодателем плата за это?

 

Валерия ПАВЛОВА