Осторожно – ледопад…

Как нейтрализовать убийственный «черный лёд»?      

Ледяной дождь, весенний конденсат или просто тающий снег могут привести к образованию на дорогах тонкого слоя льда. Автомобили на нем мгновенно теряют управление. Как защитить себя и технику?

В свете фар неразличим

«Черный лед» чаще всего образуется весной. Днем светит солнце и отогревает тяжелеющие сугробы. Вода струится по асфальту, и низины дорог покрываются лужицами. А сразу после захода солнца промерзлая земля отдает холод и превращает воду в зеркальные катки с идеально ровной поверхностью. Кроме того, влага может выпадать из атмосферы в качестве конденсата, а затем замерзать. На этих ледяных островках и возникают самые страшные аварии.

«Черный лед» имеет такое название, потому что неразличим в свете фар. Издалека он похож на асфальт и только лишь поблескивает в лучах головной оптики. Порой он немного темнее по оттенку и напоминает мокрые участки дорожного полотна.

Ничто беды не предвещало…

«Черный лед» может образоваться в любой части дороги. Ему подвластны и низины, и возвышенности, и даже скаты холмов. Его появление можно только предугадать. И то — по нескольким косвенным признакам. Обычно тонкая корка льда формируется в сумерках или перед рассветом при безоблачной погоде и при резком снижении температуры.

И конечно, встреча с «черным льдом» всегда неожиданна. Еще час назад светило солнце, журчали ручьи, пели птицы. Ничто не предвещало возникновение гололеда. На сухом асфальте автомобиль отлично держит дорогу, шины прекрасно цепляются за поверхность, и вдруг машина поскальзывается и теряет управление. Беспомощно стрекочет АБС, и водитель теряет самообладание. Как поступить в такой ситуации?

Бдительность — предельная!

Защититься от «черного льда» можно только предельной бдительностью. Перед поворотами необходимо сбрасывать скорость загодя и подъезжать к виражу накатом. Тогда при безнадежном срабатывании АБС и фактическом отключении тормозов есть шанс миновать опасную ситуацию на малой скорости.

Если автомобиль все же повело в вираже, то, главное, нельзя паниковать. Современные машины слушаются руля даже на льду. При повороте баранки автомобиль будет выполнять команды с некоторым запозданием. Порой проходит больше секунды, пока он зацепится и соизволит направить нос в сторону виража. Здесь важнее всего не перекрутить руль, не выворачивать баранку на полтора оборота вбок. Нужно корректировать траекторию небольшими штришками.

Радует, что опасно не везде

«Черный лед» никогда не образуется на всей дороге. На полотне асфальта обязательно останутся участки с шершавой поверхностью. За них-то и зацепятся колеса. Но если они окажутся перекрученными в сторону, то и автомобиль мгновенно последует в сторону. Со стороны покажется, что его словно отстрелило в кювет.

 

Грамотный водитель выставит колеса по направлению к выходу из виража и подождет, пока машина сможет выполнить эту команду. Если ее продолжает тянуть в сторону по инерции, это не беда.

Обочина как спасение

В любом случае есть обочина, где зацеп всегда хороший. Земля и гравий впитывают влагу, там не образуется зеркальной ледяной поверхности. И если автомобиль уже понесло под угрожающий треск АБС и удержаться на асфальте трудно, то лучше всего отпустить тормоз и вырулить на обочину. Там можно удержаться и бороться с заносом, разбрасывая по сторонам клочки мерзлой земли. В любом случае въехать в поворот по обочине гораздо легче, чем бороться с гололедом на асфальте и тормозить на его гладкой поверхности.

Плюс плохих дорог

Если же скользкий участок попался на прямой дороге и был обнаружен случайно путем легкого торможения и мгновенного срабатывания АБС, то его можно миновать накатом. Выпадение конденсата всегда локально и обычно прекращается через пару десятков метров. Автомобиль перескочит его. Ну а дальше на сухом асфальте можно уворачиваться и тормозить.

Кстати, «черный лед» образуется только на ровной поверхности. Любые ямы и выщербины (а также разбитая поверхность старого асфальта) впитывают влагу и оставляют над коркой льда острые грани канавок и трещины. За них легко цепляется протектор шины. Поэтому в плохих дорогах тоже есть своя специфическая польза.=

Мягкость — не порок

Кстати, не все водители знают, почему нельзя раньше времени снимать зимнюю резину. Действующий технический регламент запрещает использование зимних шипованных шин с июня по август. Однако немногие дожидаются наступления июньской жары для переобувки.

А между тем, зимняя резина более универсальна, чем летняя. Она мягкая, и при переходе температуры через ноль не теряет своих эксплуатационных качеств. В особенности «липучки», которые, в отличие от «шиповок», даже не запрещены для летних поездок. Разгоряченный асфальт они не портят, и для спокойного водителя, не насилующего машину предельными режимами, не представляют угрозы.

Сергей Абрамов

 

Не торопитесь переобуваться!

Регламент по эксплуатации зимней резины рекомендует ее смену при переходе среднесуточной температуры за 7 градусов. Однако ранней весной, когда подобный переход возможен уже в марте, многие спешат с ранней «переобувкой». Однако  торопиться как раз и не стоит. Способность сопротивляться аквапланированию, например,  в межсезонье у зимней шины выше, чем у летней. Если автомобиль попадает в лужу на дороге, то более глубокий протектор прекрасно отводит воду, и нешипованная зимняя шина лучше держится за дорогу. Наоборот ведет себя летняя покрышка. Хоть снег сходит с полей, а асфальт прогрелся выше нуля, но талая вода может заливать некоторые его участки. Резина дубеет, и ее эластичность теряется. Из-за меньшего количества канавок протектора происходит срыв контакта с асфальтом. Сцепные свойства теряются.

Кроме того, в межсезонье зимняя обувка лучше сопротивляется дорожным ямам. Глубокий протектор, более высокий профиль и мягкая резина обволакивают острые грани асфальтовой дыры. Ударная нагрузка сначала плющит мягкие грунтозацепы, а затем распределяется по большей площади шины, и мягкая резина просто пружинит. Так же трудно пробить резиновый шарик молотком.

Есть и еще одна особенность у зимней «липучки». При 4-5 градусах тепла она ездит, как ни парадоксально,  заметно быстрее летней покрышки. И физику этого парадокса вполне можно объяснить.

В общем, зимняя «липучка не так проста и может запросто трудиться вплоть до майских праздников. В апреле по ночам часты заморозки и случаются напасти другого рода. Несмотря на весеннее солнце, трассы нередко покрываются  «черным льдом» — самым страшным врагом автомобилиста. Это тонкая и прозрачная корка льда, образовавшаяся ввиду резкой смены температур. Поднимается туман, влага оседает на асфальт и поутру покрывает его невидимой для водителей скользкой коркой. Встречи с «черным льдом» совершенно не ждешь, поэтому и скоростной режим многие держат вполне летний. А тут надо наоборот готовиться к скольжению. Естественно, тогда «липучка» превращается в последнюю соломинку. В общем, зимняя резина, несмотря на шумность и более длинный тормозной путь, в первые весенние месяцы спасает жизнь гораздо лучше.