На пиар в поддержку мэра Томска потрачены десятки миллионов рублей

Практически вся вторая половина ноября в Томской области прошла под знаком громкого скандала – ареста мэра Томска Ивана Кляйна по обвинению в превышении должностных полномочий и уголовного преследования в отношении его супруги, директора предприятия «Томское пиво» Галины Кляйн, которая попыталась воспрепятствовать проведению обыска. В течение двух недель томичи стали очевидцами интересных событий. На их глазах развивалась и укреплялась информационная кампания в защиту градоначальника, прежде не вызывавшего ни у кого особых симпатий.

Все на пикет!

Как мы помним, буквально сразу же после того, как Иван Кляйн был задержан 13 ноября сотрудниками УФСБ, в социальных сетях начали собирать подписи в защиту мэра Томска. И призывать неравнодушных прийти к зданию Кировского районного суда, где 14 ноября прошел судебный процесс об избрании меры пресечения для градоначальника. По оперативной информации, эта операция «курировалась» из «Белого дома», что весьма озадачило многих. Ведь людей призывали «выйти на улицу» с помощью листовок, где на первой странице разместили фото Владимира Путина с оскорблениями в его адрес, а на второй – место сбора для подписи поручительства об избрании для Ивана Кляйна меры пресечения в виде домашнего ареста, а не заключения под стражу. В пользу этой версии говорило и то, что собранный на скорую руку пикет в несколько сотен человек не разгоняла полиция, несмотря на пандемию коронавируса. Напротив, его широко рекламировали во всех соцсетях, и никто этого не пресекал…

Что почем?

Параллельно в соцсетях был запущен сетевой флэш-моб «Я МЫ/Иван Кляйн». В мессенджерах, форумах 13 и 14 ноября появились группы в поддержку мэра Томска, посты в пабликах, оперативные подписчики… Тут же пошла реклама, появились и явно заказные публикации в СМИ – иными словами, в поддержку руководителя города заработала хорошо организованная и отработанная годами сеть, которую в данный момент использовали как «группу поддержки» Ивана Кляйна. Плюс, просто в огромном количестве появились явно проплаченные боты. Под недавно созданными аккаунтами неизвестные никому граждане всячески хвалили Ивана Кляйн как мецената и все его управление Томском в течение последних семи лет. «Возмущенные томичи» называли уголовное дело в отношении мэра «заказом» ради отжима собственности, рейдерством со стороны силовых структур, призывали выступить в защиту местного самоуправления, для чего нужно подписывать петиции и поручительства за мэра. Подобное очень контрастировало с тем, что до этой акции во всех пабликах, посвященных Томску, в отношении Ивана Григорьевича нельзя было найти ни одного положительного комментария или хотя бы доброго слова. Тут же – словно прорвало невидимую канализационную трубу: как по волшебству в информационном пространстве появилось множество лестных комментариев и куча оскорблений в адрес тех, то осмеливался что-то сказать против.

Основную массовку среди вновь созданных ботов, что неудивительно, составляли рабочие «Томского пива», которые по указке руководства и за долю малую имитировали «народную поддержку» Ивана Кляйна в Сети. Столь активная поддержка мэра, лояльность к акции местных полицейских, бурная реклама в Интернете говорили о том, что кто-то всю «движуху» в поддержку Кляйна поддерживает и на самом верху. Главным мотором мероприятий была, и это опять неудивительно, супруга градоначальника Галина Кляйн – основной распорядитель финансовых активов четы Кляйнов в настоящее время. Именно она и наняла местных пиарщиков, СММ-щиков и журналистов. На эти цели по самым разным оценкам, было потрачено от 30 до 50 миллионов рублей. Или примерно 2–3 миллиона рублей в день. Организаторами более низкого уровня, по информации наших источников выступили «широко известные в узких кругах лица» – пиарщики, тесно связанные с региональными и городскими властями. По оперативным данным, именно через их конторы и счета и пошли деньги на информационную поддержку мэра Томска Ивана Кляйна в Интернете.

После возбуждения уголовного дела в отношении Галины Кляйн за сопротивление силовикам при проведении обыска активность ботов и пиар-агентов в электронном пространстве резко пошла на убыль. Оно и понятно – спонсору стало не до пиара… Тем не менее, работа продолжается и сейчас, так что это далеко не конец истории.

Правда, несмотря на затраченные усилия и деньги, результат информационной кампании в поддержку руководителя областного центра Ивана Кляйна оказался очень скромным. В Томске поклонников миллиардера из пивного бизнеса нашлось немного, да и все откровенно плюются от его «управленческого таланта», причем с 2013 года. Хотя, возможно, скоро пойдут новые транши, так как следствие и судебный процесс продлятся не меньше года.

Наталья ЧИЖЕВСКАЯ