Крыша дома может обрушиться, а его не включают в программу капремонта!

Активисты ОНФ добиваются скорейшего капремонта дома по ул. Иркутский тракт и других домов, состояние которых представляет угрозу жизни и здоровью жителей

 

 

В региональное отделение Общероссийского народного фронта в Томской области обратились жители многоквартирного дома по улице Иркутский тракт, 138 в Томске, где уже много лет протекает крыша, с просьбой оказать содействие по включению их в краткосрочный план краткосрочного капремонта на 2020–2021 годы. Сбор средств на капремонт с жильцов дома составляет 90%, однако в плане муниципалитета он стоит в очереди только на 2023–2025 годы. Жители не могут так долго ждать!

 

Сплошная бюрократия!

 

В мае 2018 года была выполнена техническая экспертиза конструкций дома, был сделан протокол для дальнейшего выполнения проектно-сметной документации. Однако решение вопроса о включении дома в очередь на проведение капремонта на целых два года застряло в администрации Октябрьского района Томска и департаменте городского хозяйства. В настоящий момент управляющая компания выполняет на доме определенные работы, но это дает лишь краткосрочный эффект.

«Эксперты ОНФ вместе с активными жителями дома, в котором проживает свыше 80 семей, в настоящее время добиваются решение о включении данного дома в очередь на 2020–2021 годы, поскольку согласно техническому обследованию, есть реальная угроза жизни и здоровью людей. У томских активистов ОНФ уже есть положительный опыт решения подобных вопросов. Так, при активном содействии регионального отделения ОНФ проблемной многоквартирный дом по улице Иркутский тракт, 102 в Томске, где уже много лет протекает крыша, был включен в план капремонта на 2019 год, и сейчас там ведутся работы», – рассказал эксперт регионального отделения ОНФ, руководитель Томского регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ-Контроль» Дмитрий Шенбергер.

Народный фронт провел на своей площадке в Томске круглый стол с участием всех заинтересованных сторон. Региональное отделение ОНФ добивается системного решения данного вопроса, поскольку с аналогичными проблемами сталкиваются жители и других многоквартирных домов, где изношены крыши, системы ГВС, другие инженерные коммуникации, есть заключения об угрозе жизни и здоровью жильцов, но в очередь на проведение в план капремонта включают на 2023–2025 гг. и далее, при этом более благополучные дома ремонтируются раньше.

«Комиссии в районных администрациях при принятии решений далеко не всегда обращают внимание на год постройки дома и состояние износа системообразующих конструкций. По мнению экспертов ОНФ, для подобных случаев необходимо закладывать определенную сумму в бюджет города и области для экстренного проведения работ по капремонту домов. Кроме того, Народный фронт обратился к мэру Томска Ивану Кляйну с просьбой формирования краткосрочных программ капремонта исходить в первую очередь из реальной потребности домов в капитальном ремонте и степени износа общего имущества. Также эксперты ОНФ предлагают сам процесс формирования очередности капремонта сделать максимально прозрачным и открытым», – отметил координатор Центра мониторинга благоустройства городской среды ОНФ в Томской области Родион Газизов.

 

Как включить дом в очередь поскорее?

 

По мнению общественников, это системная проблема и состоит она в том, что управляющая компания плохо и несвоевременно обследуют дома, не занимаются профилактикой, и своевременно не передают информацию в районные администрации и департамент городского хозяйства о необходимости включения в краткосрочный план капремонта в виду возможного возникновения ЧС.

Сегодня программа капремонта набирает обороты, меняется и тональность обращений граждан. Если раньше жители спрашивали, почему мы должны платить за капремонт, то теперь больше всего вопросов поступает по поводу качества работ и очередности их проведения. Очевидно, что существующие критерии формирования краткосрочных программ капремонта, такие как год ввод дома в эксплуатацию, дата последнего капремонта, полнота взносов жителей, не учитывают всех нюансов процесса. Есть немало примеров, когда в доме годами протекает крыша, а он включен в план только на 2022–2025 гг. Поэтому необходимо исходить в первую очередь из реальной потребности домов в капремонте.

«Это достаточно типичные примеры. Для того, чтобы доказать обоснованность первоочередного проведения капремонта, войти в краткосрочный план, собственники за свой счет должны провести ряд технических экспертиз. Кроме того, на общем собрании можно принять решение об увеличении платы за капремонт. В то же время краткосрочные планы капремонта формируются местными администрациями, у которых жители могут уточнить, по каким критериям дом включается в очередь на ближайшие годы, либо наоборот – почему он не попадает в нее. Кроме того, на очередность могут влиять неточные данные о состоянии дома, о дате проведения последнего капремонта, которые передают в администрации управляющие компании. Их тоже необходимо тщательно проверять», – отметил Родион Газизов.

 

Максимально прозрачно и открыто

 

Общественники считают, что процесс формирования очередности капремонта необходимо сделать максимально прозрачным и открытым. Эксперты ОНФ предложили сформировать на уровне органов местного самоуправления независимые комиссии с участием представителей СМИ и общественных организаций, которые занимались бы решением спорных вопросов при формировании краткосрочных планов проведения капремонта. Кроме того, по мнению экспертов ОНФ, одним из обязательных критериев для постановки в очередь на капремонт должна стать степень износа общего имущества многоквартирного дома.

«Люди справедливо задают нам наболевшие вопросы: «мы платим за капремонт, а власть платит?». Поэтому предлагаем ежегодно закладывать в областной бюджет определенную сумму на капремонт, прежде всего, проблемных домов, где степень износа превышает нормативы. Кроме того, на уровне каждого муниципалитета необходимо также утвердить программы по капремонту, заложить в нее хотя бы минимальные средства», – подчеркнул член регионального штаба ОНФ Роман Клясюк.

По мнению общественников, бюджетные средства можно направить на конкретные цели: разработку проектно-сметной документации; капремонт домов, где течет крыша, неисправна система ГВС; поддержку в рабочем состоянии предаварийных домов, до момента их расселения.

В местных администрациях необходимо сформировать независимые комиссии, которые справедливо и объективно решали бы спорные вопросы очередности включения конкретного дома в краткосрочный план капремонта. В качестве критериев следует предусмотреть реальную потребность в капремонте, степень износа, размера взноса, финансовой готовности собственников. Также необходимо доводить до жителей информацию о возможности принятия на общем собрании решения об увеличении платы и перевода дома на специальный счет. В таком случае все собираемые собственниками средства пойдут только на этот дом, и его очередь на капремонт подойдет раньше.

«Можно выделить несколько других проблем. Документы по подвижке очереди проведения капремонта в проблемном доме на более ранние сроки, где возможно возникновение ЧС, движутся в администрациях районов и департаменте очень долго. Необходимо более системно выстраивать эту работу на уровне муниципалитета, и заметно ее ускорить. С момента проведения экспертизы и включения дома в очередь, должно проходить несколько месяцев, а не несколько лет! Этот вопрос необходимо регламентировать нормативным актов, например, постановлением мэра Томска либо решением Думы», – отметил эксперт регионального штаба ОНФ в Томской области, юрист в сфере ЖКХ и жилищного законодательства Владимир Фурсин.

 

Наталья ЧИЖЕВСКАЯ