Опубликовано 11 марта 2020
18:05

«Коронный» вирус… мозга

Почему томичи продолжают расставаться со своими сбережениями по собственной воле?

Жертва любого преступления по определению должна вызывать сочувствие. Однако порой случается так, что вместо сочувствия остается только разведи руками и в очередной раз воскликнуть: вот о чем думаете, люди?

Диагноз поставлен…

Еще как-то можно понять, когда на удочку мошенников-обманщиков попадают старые люди – и соображают они уже не так быстро, и доверчивыми бывают как пятилетние дети. Но когда злоумышленник без труда «разводит» по полной программе женщину, которой едва за сорок, это по меньшей мере удивляет. Не так давно некой томичке позвонил мужчина. Мошенник, представившись сотрудником банка, сообщил ей самую что ни на есть настоящую правду — что злоумышленники пытаются похитить с ее карты средства, и предупредил, что нужно заблокировать все счета и снять деньги. Затем уже другой «сотрудник банка» с того же номера сообщил, что нужно «просканировать» телефон на вирусы, для чего необходимо скачать приложение.

Тут-то бы и включить томичке мозг, может, и не пришлось бы потом бежать в полицию! Но она продолжала не просто слушать незнакомца, как зачарованная. Сначала ей наплели, что вирус обнаружен, затем отправили снимать с карты имеющиеся на ней средства. После чего дали указание: «положить снятую сумму частями в специальную ячейку посредством банкомата» и продиктовали два номера телефона. Но даже и на этой стадии, которая по идее насторожить должна любого, томичка не поняла, что ею руководят аферисты. Выполнив все с поразительной точностью, женщина лишилась 107 тысяч рублей. Сейчас полиция возбудила уголовное дело по статье «мошенничество» и пытается найти преступника. Однако факт очевиден: вирус действительно обнаружен. Только не в телефоне, а в голове — коронный, для дураков…

Сценарий — все тот же

Но самое поразительное, что буквально за несколько дней до этого случая точно так же попался в сети аферисту 46-летний томич. Только его история оказалась еще более впечатляющей. Начало было ровно таким же — звонок из банка от сотрудника службы безопасности. Он назвал последние четыре цифры номера банковской карты растерявшегося томича и сообщил, что было взломано онлайн-приложение. Имитируя работу банковских служащих, аферисты перевели мужчину по телефону на другого «банковского сотрудника». А дальше — все по тому же сценарию: срочно снять деньги и перевести их на продиктованные счета. Совершенно зомбированный мужчина собственноручно перевел таким образом мошенникам 700 тысяч рублей!

Увы, но наличие денег в наше время еще совсем не говорит о наличии ума. Полиция  возбудила уголовное дело по статье «мошенничество», но будут ли найдены преступники и вернется ли хозяину похищенный капитал — пока вопрос.

А между тем руководство МВД  недавно сообщало, что число краж с банковских карт, по итогам минувшего года, увеличилось в целых четыре раза! И эта тревожная тенденция, судя по последним событиям, явно сохраняется.

Не ловитесь на  крючок!

И самая распространенная ситуация — как раз такая, что мы описали выше.  Мошенники представляются сотрудниками безопасности банка и говорят, к примеру, что в этот момент «по карте клиента проводится подозрительный платеж». Чтобы его остановить, нужно назвать кодовое слово, реквизиты карты или одноразовый пароль из SMS, который придет на телефон. При этом звонящие могут обратиться к человеку по имени и отчеству, даже сами назвать номер карты и срок ее действия. Вот это чаще всего и сбивает людей с толку.

В этот момент, как объясняют в полиции и в банках, важно не спешить и не поддаваться панике. Надо помнить, что если банк действительно выявит подозрительную операцию, он сразу приостановит ее на срок до двух суток. За это время можно либо подтвердить эту операцию банку, либо ее отменить. Это решение надо принять в течение 48 часов — этого времени достаточно, чтобы хорошо все обдумать и без спешки самостоятельно позвонить в банк.

И самое  главное — нельзя никому  сообщать личные данные, реквизиты карты, секретную информацию (код CVC/CVV, коды из SMS и PIN-коды). Если у вас такую информацию запросили, даже не сомневайтесь, что вас пытаются поймать на крючок! Увы, но чаще всего мы сами отдаем себя в руки мошенникам…

Валерия Павлова

 

Как проверить, кто звонил?

Проверить звонящего можно, спросив его ФИО, в каком подразделении банка он работает и сказать, что перезвоните позже. Проверить данные можно, позвонив по номеру банка, который указан на обратной стороне карты и на официальном сайте учреждения.