Опубликовано 22 января 2020
0:14

Самый страшный грех…

Вправе ли мы забыть выдающегося томского онколога?

 

Новогодние праздники омрачились печальной вестью из Петербурга — не стало удивительно мужественного онколога Андрея Павленко, который боролся со своей болезнью практически в прямом эфире много месяцев.  Эту утрату люди (в том числе и многие томичи) приняли как свою боль несмотря на то, что никогда не были с ним лично знакомы. Однако в Томске есть свой онколог-герой, про которого местные чиновники предпочитают даже не вспоминать. Почему происходит этот акт чудовищной неблагодарности? 

 

Прощайте, доктор!

Говорят, свет, отданный людям, никогда не исчезает. Он поселяется в душах людей чистым, живительным источником, не меркнущим с годами. Именно так — светло и с любовью хранят  томичи и северчане память об удивительном враче —  Георгии Кирилловиче Жерлове… Его история как две капли воды похожа на историю питерского врача. Так же как и Павленко, он завершил свой путь раньше срока, не дожив и до шестого десятка. Но ведь по большому счету совсем не годами измеряется жизнь человека на земле, а тем, чем она наполнена.

 

Недюжинный талант и редкий дух исследователя проявились в нем очень рано — тогда, когда молодой Жерлов пришел работать хирургом в районную больницу небольшого городка в Забайкальском крае. Вместе со своим учителем доктором Дамбаевым он начал проводить экспериментальные исследования по разработке новых методов оперативного лечения пациентов с заболеваниями пищевода и желудка. Итогом этой большой и многолетней работы стала кандидатская диссертация. Ее он блестяще защитил  в стенах Томского медицинского института. Не заметить незаурядные способности врача было невозможно, и вскоре Жерлов возглавил первое хирургическое отделение города Северска. С того  далекого 1984 года талант врача стал проявляться в полную силу. Но даже ни написанные позже 400 научных работ по вопросам хирургической гастроэнтерологии и онкологии, ни 80 защищенных патентов стали главным его достижением, а сотни спасенных жизней.

 

Бороться до конца

 

Как за одинаковые для всех 24 часа Георгий Кириллович успевал сделать гораздо больше других, так и осталось его секретом. Доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ, заслуженный деятель науки РФ, депутат областной думы двух созывов — и это еще не все его регалии.  Однако при большой научной и общественной работе Жерлов до последних  дней  оставался оперирующим хирургом! По самым скромным подсчетам им было выполнено более шести тысяч операций на всех отделах кишечной трубки, поджелудочной железе и печени. Причем, как говорят медики, работавшие с ним, большую часть этих операций с полным основанием можно назвать уникальными.

 

Профессора Жерлова отличала не только потрясающая работоспособность, но еще и удивительная человечность. Он мог чувствовать пальцами и умел чувствовать сердцем. К своим пациентам доктор относился с  особой чуткостью –  не только слышал и ощущал их боли и страхи,  умел  вселить в человека надежду и веру. Недаром к нему ехали со всех концов страны. За многие годы своей работы он ни разу не изменил своему главному принципу– если есть хотя бы самый маленький  шанс спасти человеческую жизнь, значит, надо бороться до конца!  И самым безнадежным больным помогали стать здоровыми не только высокий профессионализм врача, но и его бесконечно доброе сердце. Ведь самые обширные знания мертвы, если нет любви к людям.

 

Он живет в учениках

По инициативе доктора  Жерлова и под его непосредственным руководством  был основан Северский гастроэнтерологический центр Сибирского отделения РАМН и открыт первый в Сибири Научно-исследовательский институт гастроэнтерологии. Его ученики, среди которых  15 докторов и 50 кандидатов медицинских наук, продолжили дело своего наставника, работая сегодня во всех регионах России. Возможно, Жерлов смог бы сделать для людей еще больше, но его жизнь оборвалась также трагично, как и жизнь доктора Павленко. Он сам обнаружил у себя рак желудка.

Но несмотря на смертельное заболевание, продолжал профессиональную деятельность до самых (!) последних дней, вдохновляя и больных, и своих коллег  на такую же героическую борьбу с коварной болезнью. Георгий Кириллович ушёл, но остались многочисленные ученики, осталась целая школа доктора Жерлова, где главным законом остался принцип профессора — бороться до конца.

 

Так велит совесть

 

Соотечественники трепетно хранят память о профессоре. И считают, что этот удивительный и выдающийся человек несомненно заслуживает того, чтобы о его светлом таланте знали потомки. Ещё в 2008 году на основе многочисленных пожеланий северчан  было подготовлено письмо в адрес губернатора области, с просьбой увековечить память  заслуженного земляка.

Казалось, прежняя северская власть  услышала просьбу людей, и было обещано даже подготовить решение местной Думы о переименовании одной из улиц Северска в улицу имени Георгия Жерлова.

Но со временем об этом обещании забыли все, кто был у власти, включая Григория Шамина, возглавившего город. А ведь, будучи заместителем председателя областной думы, он сам занимался этим вопросом. Видимо, в суете повседневных забот, эти добрые намерения отошли на второй план.  Но ведь ничто не мешает сегодня довести до конца начатое когда-то дело. Отдать должное человеку, так много сделавшему и для Северска, и для Томской  области, и для всей нашей страны, не поздно и сейчас. И не существует никаких причин откладывать это очевидное для всех решение столь долго! Никаких, кроме одной – чудовищная неблагодарность…

 

Владимир Долгих,

Оксана Бянкина

 

 

Что говорит народ?

Вот как прокомментировали некоторые  томичи и северчане статью про Жерлова в соцсетях

 

Денис Стёпин: «Георгий Кириллович за неполные тридцать лет, которые он работал в Северске, очень много сделал для медицины, и не только. Особенно это заметно в ретроспективе, с высоты двадцати лет работы в практической медицине. Мы уже десять лет пишем, просим, собираем подписи, но реакции нет. В последний раз мы передали письмо властям в апреле прошлого года. Пока тишина. Мы не знаем, в чем проблема… Но очень надеемся, что вопрос о переименовании улицы все же будет решен».

 

Светлана Воронова: «Замечательный доктор и человек. Сколько он сделал для города, сколько жизней спас. Остались самые теплые воспоминания и глубокое душевное сожаление о случившемся. Очень жаль, что с такой легкостью забыли об обещанном. Почему сразу не сделали то, что собирались?  Прошло целых двенадцать лет! Память о Георгии Кирилловиче и сейчас живет в сердцах тех, кому он подарил жизнь и тех, кому повезло работать с ним. Справедливость нужно восстановить — в городе должна появиться улица имени доктора Жерлова!»

 

Наталья Чижевская: «В самом деле — в чем причина всей  этой ненормальной ситуации? Неблагодарность — самый страшный грех, в Библии им страдал Сатана… Ну и просто не  по-человечески всё это! Жерлов спас столько жизней, а чиновникам даже пошевелиться ради его памяти лень…»