Опубликовано 20 ноября 2019
19:54

Вам «весточка» из банка…

Томичи жалуются на массовую рассылку по почте именных банковских карт

 

С начала текущего года жители Томской области направили в Банк России несколько обращений с жалобами на несуществующие банки. Аферисты действуют через Интернет. Часто мошенники находят своих жертв через клоны интернет-сайтов различных банков, где граждане заполняют анкеты на получение кредита, указывая там персональные данные. Кроме того, клиенты некоторых банков массово жалуются на то, что банк без их ведома и согласия выпускает именные кредитные карты и отправляет их гражданам вместе с договором через «Почту России. Особенно потребителей беспокоит факт, что в отправленных банком письмах указываются их персональные, в том числе паспортные (!) данные.

 

Мошенники просят томичей что-то оплатить

 

«С января по сентябрь 2019 года жители Томской области направили в Банк России семь жалоб на действия организаций, которые в Интернете выдавали себя за банки. Лжебанки выманивают у людей деньги якобы за банковские онлайн-услуги», — рассказали в томском отделении Сибирского ГУ Центробанка РФ.

 

Чтобы выманить деньги, мошенники просят что-то оплатить под разными предлогами. Ну например:

 

«Кредит одобрен, но в вашем регионе нет нашего представительства, поэтому надо оплатить комиссию за перевод денег» или «Для получения кредита необходимо оформить страховку, ее нужно оплатить заранее».

 

Но и после того, как клиент оплатил страховку, ему звонит другой представитель лжебанка. Он представляется сотрудником службы безопасности и просит совершить еще несколько переводов. Для этого он придумывает разные предлоги. Например, говорит, что нужно оплатить доставку кредитной карты или договора кредитования, уплатить какой-то налог и тому подобное. Получив деньги, мошенники перестают выходить на связь…

 

Как проверить?

 

В Банке России подчеркивают:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      самый легкий способ обезопасить себя от лжебанкиров — проверить лицензию банка в реестре Банка России. Если в реестре компания не значится — это мошенники.

Еще можно обратить внимание на сайт организации. Нужно убедиться, что адрес сайта организации и адрес официального сайта банка, который указан в реестре, совпадают. Не оставляйте свои персональные данные на сомнительных сайтах и не передавайте их «онлайн-сервисам по подбору кредита». Далеко не все ресурсы могут защитить вашу конфиденциальную информацию.

 

Еще один признак обмана — желание заранее заполучить комиссию. Настоящий банк никогда не предложит вам сделать денежный перевод через другой банк.

 

«Чаще всего лжебанки не имеют юридического лица и вообще какой-либо правовой формы, а, значит, вычислить мошенников будет практически невозможно. Сообщить о лжебанках и других фиктивных финансовых организациях можно в интернет-приемную Банка России», — отметили специалисты.

 

Если вам пришла карта

 

А клиенты ОТП-банка массово жалуются на то, что банк без их ведома и согласия выпускает именные кредитные карты и отправляет их гражданам вместе с договором через «Почту России. Особенно потребителей беспокоит факт, что в отправленных банком письмах указываются их персональные, в том числе паспортные данные.

 

Представители ОТП-банка указали на своем сайте, что «наряду с предложением на получение кредита в заявлении, подписанном вами, содержится предложение на заключение договора о предоставлении и обслуживании банковской карты… Способ направления карты выбирается по усмотрению банка».

 

Рассылка банком именных кредитных карт через почту без ведома и согласия клиентов нарушает их право на защиту персональных данных, а также положения федерального закона №353 «О потребительском кредите (займе)» и требование Центробанка по обязательному расчету показателя предельной долговой нагрузки (ПДН) заемщика. Банк России должен пресечь эти очевидные нарушения, а Общероссийский народный фронт готов оказать пострадавшим клиентам консультационную поддержку, заявила руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева.

 

Эксперты ОНФ напомнили, что в начале 90-х гг. банки уже пробовали подобный непродуманный и неграмотный маркетинг, рассылая кредитные карты по почте. Однако это был печальный опыт, поскольку карты часто не доходили до потребителей. Мошенники, которые в некоторых регионах даже специально ради этого устраивались на работу в почтовые отделения, вскрывали письма с картами и обналичивали средства через банкоматы. А к клиентам после этого приходило требование от банка выплатить установленный картой лимит, причем часто это была достаточно крупная сумма с большими процентами. Правоохранительные органы тогда получали многочисленные заявления о мошенничестве. Некоторые граждане от безвыходности и под давлением коллекторов пытались расплатиться по чужим долгам, другие оббивали пороги десятка различных инстанций в попытках доказать, что они не имеют отношения к кредиту.

 

Угроза для потребителей

 

«В нынешней ситуации мы видим похожую угрозу для потребителей, – подчеркнула Евгения Лазарева. – И хотя сейчас гражданину проще доказать, что он не получал и не активировал никакую кредитную карту, это не должно быть его проблемой, потому что он пострадал из-за инициативы банка, решившего вести свой бизнес таким вот странным образом».

Если бы представители ОТП-банка лучше продумали свои действия, они могли хотя бы отправить кредитные карты с договором заказным письмом, которое позволяет подтвердить, что потребитель действительно получил этот конверт на руки, добавила руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков».

 

Впрочем, даже это не снимает с банка ответственности. Так, например, на сайте банка отмечается, что кредитная карта предоставляется, потому что это предусмотрено договором, и отказаться от такой услуги нельзя.

 

«Это нарушение федерального закона №353 «О потребительском кредите (займе)» и, по сути, навязывание услуг», – констатировала Евгения Лазарева.

 

Потребителю важно понимать: до тех пор, пока он не подписал в отделении банка договор на пользование конкретной кредитной картой, он не обязан выполнять условия этого договора!

 

Нужно взять справку!

 

Кроме того, эксперты Народного фронта напомнили, что с 1 октября этого года все банки и микрофинансовые организации перед выдачей кредита или займа обязаны рассчитывать показатель предельной долговой нагрузки (ПДН) потребителя. Вряд ли представители банка, разославшие кредитные карты клиентам, например, после оформления потребительского кредита в точке продажи бытовой техники, запрашивали у потребителей все необходимые документы для оценки их уровня ПДН.

 

«Поэтому здесь речь идет не только о нарушении федерального закона, но и о нарушении требования Банка России по обязательному расчету ПДН. Центробанк должен обратить внимание на все эти очевидные нарушения и пресечь их», – подчеркнула Лазарева. Она добавила, что пострадавшие от подобных манипуляций с кредитными картами клиенты могут обратиться в Службу по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России. Эксперты проекта ОНФ «За права заемщиков» готовы оказать им консультационную поддержку.

 

Общественники также напомнили, что даже если пострадавший потребитель самостоятельно решил вопрос с банком, ему не стоит забывать о принципе «доверяй, но проверяй», поскольку не все финансовые организации ведут себя добросовестно. Нужно обязательно взять в банке справку о том, что кредитная карта закрыта и никаких задолженностей нет. Такие справки выдаются бесплатно в любом отделении банка.

 

Андрей КРАСНОВ