Не загоняйте себя в кабалу!

В Томске появились новые «странные» компании

 

В Томске появились компании, оказывающие услуги по возврату страховки, оплаченной клиентом банка при оформлении кредита. После того, как такие юристы получают от человека все нужные им данные, они убеждают его, что будет удобнее открыть предоплаченную карту в TalkBank, на которую потом банк и перечислит деньги. Мошенники привязывают карты к своим номерам телефонов, и заемщик просто не знает, поступали ли от банка какие-либо средства и в каком объеме. Иногда они самостоятельно и без ведома клиента выпускают их, поскольку это можно сделать по упрощенной идентификации – требуются только паспортные данные клиента и номер телефона.

 

Банки сами виноваты?

 

Руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева отметила, что эксперты Народного фронта давно получают жалобы от граждан, которым юристы-мошенники обещают за малую долю вернуть страховку, уплаченную банку при оформлении кредита. Причем зачастую люди не только не получают обещанного, но и приобретают немало проблем, среди которых – передача персональных данных третьим лицам.

 

«Появление спроса на услуги псевдоюристов, обещающих вернуть деньги, потраченные на страховку при оформлении кредита, спровоцировали сами банки. Так происходит потому, что их сотрудники принуждают потребителя в довесок к кредитам покупать ненужное и дорогое страхование», — заявила руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева.

 

По словам Лазаревой, сегодня схема работы «расстрахователей» изменилась: «Они поняли, как можно заработать не только на заемщиках, но и поиметь с банков немаленький доход. Банки, симулируя законопослушность, вдруг отчего-то верят первому встречному мальчику с бумажкой, который заявляет, что сам потребитель распорядился возвращать деньги на стороннюю карту. Это звучит как абсурд. Почему службы безопасности и многочисленные банковские юристы не берут за труд проверить основания, на которых действует этот «представитель»?

 

Почему такое требование не вызывает подозрений? Почему при выдаче кредита заемщика проверяют чуть ли не до ДНК и берут паузу на одобрение, но когда возникает такая подозрительная схема, то никому не приходит в голову поинтересоваться у потребителя, а точно ли он давал такие распоряжения и понимает ли их суть? Ну и самый важный вопрос: когда уже наш финансовый рынок поймет, что забота о потребителе повышает уровень его доверия, а доверие потребителя – это главный капитал любого бизнеса?.

 

Что касается граждан, то, конечно, нужно быть внимательными и бдительными.

 

«Но если уж люди имеют основания думать, что их подпись на документах, в том числе и на доверенностях, распоряжениях, подделана или их вынудили обманом подписать эти документы, то необходимо обратиться с заявлением в правоохранительные органы», – сказала Лазарева.

 

Кроме того, эксперты ОНФ добавляют, что подделка подписи и документов с целью обогащения имеет признаки мошенничества и совершенно точно находится в сфере компетенций управления экономической безопасности МВД России.

 

Как опознать мошенников?

 

Эксперты в голос заявляют: спутать грамотных юристов с так называемыми «раздолжнителями» чревато самыми ужасными последствиями

 

Услуги «раздолжнителей» приобрели особую популярность в последние годы. Этому способствовали высокая закредитованность граждан. С ростом «просрочки» по кредитам в Томске, как, впрочем, и в других регионах страны, набрала популярность деятельность так называемых «раздолжнителей». Они оказывают услуги по урегулированию за определенное вознаграждение проблем граждан с долгами. При этом подобная деятельность зачастую, во-первых, граничит с мошенническими действиями, а во-вторых, усугубляет и без того непростое положение заемщиков.

 

Тем не менее, за последнее время десятки томичей стали жертвами мошеннических схем, они не только не лишились долга перед банком, но еще заплатили «юристам» за услуги оставшиеся деньги.

 

Как правило, в обмен на обещание разобраться с долгами «раздолжнители» просят вознаграждение в размере от 10 до 30 процентов от суммы задолженности либо берут несколько десятков тысяч рублей в качестве фиксированной оплаты своих услуг. Однако надежды на безболезненное избавление от кредитов не сбываются – обращение к «раздолжнителям» приводит к потере времени и значительному росту суммы долга из-за штрафов, а кредитная история оказывается испорченной.

 

Нечистоплотные компании

 

Эксперты ОНФ предостерегают граждан от сотрудничества с компаниями, обещающими урегулировать долг перед банком или микрофинансовыми организациями. В частности, Центробанк РФ обращает внимание на то, что подобные организации могут вводить в заблуждение людей, а деятельность таких компаний — приводить к нарушению прав граждан.

 

Банк России в официальном пресс-релизе предупредил граждан, что фактически такие компании не погашают обязательства заемщика перед банками или микрофинансовыми организациями, как обещают, либо же производят платежи, сумма которых меньше полученных от заемщика средств, и ситуацию это не спасает. При этом заемщику на время проведения юридических процедур рекомендуется прервать все коммуникации с банком, в результате банк передает его долг коллекторам, а затем в суд.

 

По словам экспертов финансового рынка, в подавляющем большинстве случаев речь идет о не совсем чистоплотных компаниях. Например, иногда предлагается погасить долг перед банком или микрофинансовой организации за счет другого займа.

 

Но наиболее распространенной является другая схема. Обычно такие организации составляют с клиентом договор по типовой форме, который содержит предложение кредитору расторгнуть кредитный договор с заемщиком на основании статьи 451 Гражданского кодекса РФ (изменение и расторжение договора в связи с существенным изменением обстоятельств). Как правило, банки игнорируют такое предложение, так как перечисленные в статье ГК РФ обстоятельства не соответствуют реальной ситуации. Когда же дело доходит до суда, он отказывается удовлетворить подобные требования. При этом сами «раздолжнители» зачастую даже не являются на судебные заседания.

 

В качестве показательного примера можно привести судебную статистику. В томских судах за последнее время было рассмотрено несколько десятков дел, в которых истцы ссылались на статью 451 ГК РФ, сообщая о невозможности погасить кредит в связи с изменившимися жизненными обстоятельствами. Все они проиграны.

 

Кирилл КРАСНОВ

 

И еще одна недобросовестная схема

В конце лета в банки начали поступать жалобы от граждан на сотрудников кредитных организаций, которые им сообщили об одобренном кредите наличными. Проблема в том, что офис, в который им предложили прийти за деньгами, по факту принадлежал не имеющим отношения к банку микрофинансовой организации. В большинстве жалоб граждане не называют микрокредитора, среди известных – сообщения о подобном способе кредитования от МКК «Меридиан». Таким образом микрофинансовые компании за счет чужого бренда расширяют свою клиентскую базу.

 

У такой практики есть все признаки введения потребителя в заблуждение. Подобные звонки также можно назвать и недобросовестной рекламой. Нельзя сказать, что это обман или мошенничество. Потребитель на месте уже все видит, и он не пострадает, не потеряет деньги, если не станет сотрудничать с такими обманщиками. Но это повод для реакции со стороны Федеральной антимонопольной службы.