Взгляни под лупой на платеж!

Как поймать коммунальщиков за руку на завышении оплаты?

Начало второго полугодия потребители услуг всегда ждут с опаской. Потому как это тот момент, когда повышаются тарифы по всей стране, и коммунальщики «под шумок» рисуют завышенные счета. Как можно поймать их «за руку» и добиться снижения завышенных платежей?

Доверяй, да проверяй

Большинство из потребителей, когда озадачиваются анализом, сравнивают платежки с предыдущим месяцем. Правильнее будет сравнивать не суммы ( потому как потребление  ресурсов может  сильно различаться), а размер тарифов. И сравнивать надо не с прошедшим  месяцем, а с июльской платежкой прошлого года. Тогда разница в тарифах будет очевидна.

Большинство потребителей полагает: увеличились тарифы- увеличились все суммы в платежках. На самом деле это не совсем так. Цифры не во всех строчках должны вырасти. Повышение с 1 июля затрагивает только коммунальные ресурсы, а значит, жилищные  точно повышены быть не могут. То есть, к примеру в ОДН есть коммунальная составляющая — потребленные ресурсы, поэтому повышение объяснимо. Но когда при этом вырастает еще и плата за уборку  или текущий ремонт — это уже повод для разбирательств.

Проблема сама не рассосётся…

Если вы в своих квитанциях обнаружили  нечто подобное — не ждите, что проблема исчезнет сама собой. Коммунальщики часто  и пользуются откровенно нашим нежеланием вникать в детали. В этом случае прямая дорога жильцов, у которых наверняка в платежках обнаружатся эти же хитрости, в органы государственного жилищного надзора. По вашему заявлению они обязаны будут провести проверку.

Но эксперты советуют не ограничиваться одним только обращением в жилинспекцию. Практика показывает, что ее заключение  также далеко не всегда может удовлетворить жильцов.  Поэтому имеет смысл обратиться одновременно и в Федеральную антимонопольную службу.

Этот «безразмерный» ОДН

Вообще, эксперты советуют  «под лупой»  рассмотреть ОДН, так как завышение чаще всего  прячут  именно в  тратах на общедомовые нужды и содержание общедомового имущества.

К примеру, было сколько угодно случаев, когда  поставщики ресурсов выставляли платежи за потребленные внутри квартиры ресурсы и за общедомовые по разным тарифам. А управляющие компании при этом делали вид, что ничего не замечают!  Понятно, что в таких случаях у потребителей есть все права требовать полного перерасчета.

Очень любят коммунальщики предъявлять и «двойной счет» — когда плата насчитывается за услуги, которые уже оплачены по строке «содержание общедомового имущества». Например, отдельной строкой выносится плата за домофон. Чтобы убедиться, есть ли нарушения, первым делом следует досконально изучить договор с управляющей компанией. Если его нет на руках, его можно найти  на официальном сайте организации.  Если в договоре сказано, что плата за домофон уже входит в содержание общедомового имущества, то вам явно предъявили двойную оплату.

Кто кому должен?

Но чаще всего, по наблюдениям специалистов, люди жалуются на так называемый  «перерасчет».  Когда вы оплатили все, что требовалось, с чистой совестью выбросили квитанции и благополучно обо всем забыли, вам вдруг приходит требование внести какие-то дополнительные суммы. Объясняется это тем, что ваша УК провела «перерасчет».  Самое интересное, что сделать она это может за предыдущие три года!

Юристы разъясняют, что  поводов к  перерасчету — совсем не много. Во-первых, когда проводится корректировка за отопление при равномерной оплате. То есть если тепло собственники оплатили равными суммами в течение года, то УК имеет право посчитать, равны ли оплаченные суммы реально затраченным ресурсам. Причем надо помнить, что только в этом -единственном! — случае перерасчет делается по инициативе управляющей компании. В остальных двух случаях его инициирует сам собственник: когда он временно отсутствовал или  когда услуга ему была оказана плохого качества. Однако понятно, что и в том, и в другом случае перерасчет идет в сторону снижения, но никак не повышения оплаты.

Валерия Павлова

 

Храните доказательства три года!

А вот когда УК требует суммы, которые уже были уплачены, ссылаясь опять же на обнаруженные якобы неоплаченные платежи — это уже откровенный беспредел! И именно поэтому необходимо хранить все квитанции об оплате не менее трех лет. Потому как в течение этого времени по закону может быть истребована задолженность.  Чаще всего такие неприятные ситуации возникают при переходе управления дома от одной организации к другой и путанице, кому именно должен платить собственник.  Однако при каких обстоятельствах это происходит не столь важно. Гораздо важнее уметь защитить себя. И сохраненные документы  об оплате как раз и станут  подтверждением выполненных потребителем обязательств.