За базар ответишь…

Как мы дошли до того, что учитель разговаривает с учеником «по понятиям»?

 

Время от времени в Сети появляется видео, набирающее рекордное количество просмотров за самое короткое время и обрастающее комментариями со стремительностью снежного кома, несущегося с горы. Звездой Интернета можно стать в считанные минуты, и многие молодые люди в погоне за сомнительной славой не брезгуют даже самыми низкими и некрасивыми способами.

 

Физрук угрожал ученику

 

Молодежь такое видео часто называет хайпами. Однако ролики с заснятыми неоднозначными ситуациями не просто вызывают ажиотаж и шумиху, они еще с зеркальной точностью отражают настроения и порядки, царящие в обществе.

На минувшей неделе «взорвался» как раз один из таких роликов — сначала в Сеть выложил видео непосредственный участник инцидента, а следом электронные СМИ растиражировали информацию с броскими заголовками о том, как «физрук угрожал ученику». Что же случилось в томской школе №35 такого, что случай этот обсуждает сейчас едва ли не весь город?

 

Маты — за лежание на матах

 

А случился банальный конфликт ученика и учителя, причиной которого стало нежелание подростка подчиниться требованию педагога слезть с матов. Правда, развитие конфликта уже банальным не назовешь – их беседа просто изобилует паузами, прикрывающими ненормативную лексику. Причем разговаривают в такой манере… оба.

В наше время столкнуться с дерзостью и неуважением, отсутствием культуры и воспитания можно в любой момент. Но даже при таких «свободных» нравах заснятое на видео – явный перебор.

 

Надеюсь, что его уволят…

 

Многие пользователи заметили существенную деталь — момент, с которого все началось, оказался за кадром. Что и кем было сказано и сделано, остается только догадываться. Зритель же увидел развитие. Посыл «пострадавшего» оператора, выложившего видео на всеобщее обозрение, был очевиден: смотрите, как вопиюще непрофессионально и недопустимо грубо обращается педагог с учеником!

Это подтверждается и пояснениями самого подростка, приложенными к видео. Вот только небольшая выдержка из них: «…Почему я матерился? Я очень эмоциональный человек и не могу сдержать маты в стрессовых ситуациях. Я готов заплатить штраф за маты, но учитель не имеет прав разговаривать так с учениками. Надеюсь, что его уволят… Хочу подметить, что я его не оскорблял, маты были не в его сторону, а как эмоциональные срывы на подобные оскорбления в мой адрес». То есть для ученика-то это простительно… И эти старательные пояснения почему-то еще больше убеждают в мысли, что именно девятиклассник так же старательно и спровоцировал конфликт. Или его кто-то научил так все разъяснить задним числом…

 

Обычная человеческая подлость?

 

Но реакция пользователей оказалась совсем не такой, на какую рассчитывал подросток. Томичи в большинстве своем увидели в этом поступке жажду дешевой популярности и стремление «сломать» педагога через всеобщее осуждение. А еще – обычную человеческую подлость, которая, к сожалению, так рано дала ростки в характере молодого человека. Не оправдывая непедагогический метод, который применил физрук, они тем не менее, дружно встали на его защиту.

Приведем только некоторые комментарии, оставленные горожанами: «Учителя к награде за нецензурную лексику представлять, конечно, не надо, но и наказывать в этом случае не стоит. А пацану родители должны многое объяснить! Здесь больше вина родителей — не сумели вовремя вразумить своё чадо, что к учителям с уважением относиться нужно. И вообще старших полагается уважать. Надеюсь, родители адекватны, будут заниматься воспитанием сына, а не разборками с педагогом!»; «Типичные современные школьники: провоцируют, ведут себя вызывающе, нарушают правила поведения, посылают учителей… А получив симметричный ответ, начинают верещать о недопустимости такого поведения, непедагогичности, своих правах снимать на камеру, звать мамочку, привлекать СМИ… Да, учитель нарушил правила, но чисто по человечески его можно понять, зная, какими неуправляемыми животными могут стать опьяневшие от безнаказанности подростки….»; «Лучшим выходом в этой ситуации, когда «никто не хотел уступать» — всем примириться, как будто не было ничего. Парень, если он подлец по жизни, свое все равно отхватит, если не исправится. Преподу же не надо поддаваться на провокации. Нельзя пацана принимать за равного себе. Правда, нужно большое мастерство, чтоб выйти из подобной ситуации без ущерба».

 

А обойдётся ли «без крови»?

 

Защищая учителя, томичи снова (в который раз!) вспомнили и привели в пример великого Макаренко. Он был категорическим противником физического метода наказания, но даже в его практике был случай, когда с молодыми волчатами ему пришлось разговаривать на том языке, который они только и понимают.

И, тем не менее, выйти «без ущерба» уже вряд ли получится — родительница мальчика жаждет крови, настаивая на увольнении учителя. При этом ни на минуту не задумываясь о том, а правильно ли она сама воспитала сына? Администрация школы, хоть и признает, что юноша крайне проблемный, скорее всего, будет вынуждена принять какое-то решение в отношении учителя физкультуры. И выговор в этом случае будет самым мягким наказанием. Пока же по поводу случившегося проводится служебная проверка, которая завершится после весенних праздников. Сам физрук находится в отпуске, департамент образования пока никак инцидент не комментирует. В общем, несмотря на почти единодушную поддержку томичей , еще не факт, что «за базар» будет по полной отвечать педагог, в то время как «щегол» будет тихо посмеиваться в сторонке…

 

Валерия ПАВЛОВА

С родителей тоже надо спросить за воспитание?

Кстати, с мамы, которая считает своего великовозрастного ребенка исключительно пострадавшей стороной, вполне можно спросить с нее за «хорошее» воспитание. Тем более, что подвигов, по всеобщему утверждению, у героя ролика немало. Муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних могут привлечь родителей такого ученика к административной ответственности в соответствии с частью первой статьи 5.35 КоАП РФ, которая предусматривает штраф от 100 до 500 рублей. Это, конечно мелочь, но и эта мера (не сумма штрафа, а процедура) все же способна поколебать железобетонную правоту некоторых «яжематерей».