Опубликовано 8 августа 2019
15:28

Томичи вытоптали «Томский Прованс» ради красивых фотографий

Пришедшее лето подарило томичам многочисленные селфи с мест отдыха. Жители Томской области сейчас особенно активно делают их с поля медоносных цветов фацелии, о чем сразу публикуют фотографии в Инстаграм. Это поле с красивыми цветами фиолетового цвета находится неподалеку от Томска, на трассе Синий Утес – Аникино. Многие называют поле сибирским «Томским Провансом» и с удовольствием выкладывают свои фото в Сети.

 

Вытоптали 7 гектаров

Число желающих поселфиться и заодно нарвать букет цветов настолько велико, что возникла угроза полного вытаптывания поля и исчезновения растений. Поле фацелии является семеноводческим посевом семян высших репродукций, его площадь всего 20 гектаров. В Сибирском НИИ сельского хозяйства и торфа призывают томичей прекратить подобные походы на поле, чтобы сохранить растения.

– Мы реально бьем тревогу, – приводят томские журналисты слова секретаря института Дарьи Савельевой. – Это семеноводческий посев фацелии, семена высших репродукций, поле у нас там 20 га. Она зацвела, и люди сначала приходили потихоньку, а сейчас пошел массовый наплыв любителей красивых фотографий. Туда даже свадьбы уже возят.

Из-за любопытства томичей и гостей области посевы находятся буквально под угрозой уничтожения, поскольку цветы постоянно вытаптываются новыми желающими сделать красивое фото и разместить его в социальной сети. И их количество только растет. Публикации на новостных порталах вызвали еще больший наплыв любопытных, многие о существовании поля даже ничего не знали. Сибиряки вытоптали уже 7 гектаров из 20, что составляет более 30%. Это огромный ущерб.

– Институту важно сохранить эти посевы, – продолжает сотрудница НИИ. – Помимо уничтожения самого питомника институт терпит колоссальный материальный ущерб. И потом, это наш труд, наша работа, мы прилагаем столько усилий для обеспечения Томской области семенами. Эта плантация фацелии – единственный питомник высокой репродукции этой культуры в Томской области, и он не должен быть уничтожен.

 

А нам всё равно?

 

Реакция жителей области на эти призывы ученых была весьма своеобразной. Начав с массовых селфи на фоне фацелий в так называемом «томском Провансе», томичи перебазировались на окрестные сельхозугодья. Сейчас соцсети полны снимков на фоне колосящихся злаков, причем в фотосессиях принимают участие не только люди, но и домашние питомцы, которых привезли на сельхозполя. Подобные фотографии привели уже к массовому повреждению сельхозкультур. Между тем в погоне «за лайками» некоторые граждане готовы на очень многое. Даже на то, что красивая фотография может навредить здоровью. Желание получить снимок на фоне цветущего поля тоже может быть смертельным. Например, в Лаишском районе Татарстана в конце июня погибла женщина — она устремилась к полю фацелии, перебегала шоссе и попала под колеса машины. В Татарстане говорят — это безумие началось в этом году, а поле ярко-сиреневого цвета находится прямо рядом с оживленной трассой…

 

«Сибирские Мальдивы»

 

Еще один характерный пример такого массового безумия – случай в Новосибирске, где всем любителям «селфи» энергетики закрыли проезд к местному водоему-золоотвалу. Из-за ярко-бирюзового цвета технической воды сибиряки окрестили искусственное озеро «Мальдивами». В основе искусственного озера – овраг, дно и края которого состоят преимущественно из глины, которая практически не пропускает воду. Такое искусственное озеро постепенно заполняется технической водой. К нему проведены трубы. По ним после сжигания угля поступает зола и шлак вперемешку с водой. Интерес у всех вызывал необычный цвет воды. Он ярко-голубой, даже синий. Когда растворенные соли кальция и других оксидов металлов, техническая вода с высоким рН (более 8) вступают в реакцию с микроэлементами суглинистых почв, образуется эффект бирюзовой воды. У берега цвет еле заметен, но на глубине получается очень насыщенным…

Белая каемка у берегов – не что иное, как примесь железа, которая вместе с песком, образует тонкую корку. Она похожа на накипь в чайнике. Для станций, использующих бурый уголь, такой водный эффект типичен. Только яркость и цветность зависит от плотности воды и типа почв, в которых золоотвал сформирован. За содержанием золоотвалов следят сотрудники Росприроднадзора и Ростехнадзора. После заполнения отвала его засыпают и на этом месте высаживают деревья. Нахождение на прилегающей территории посторонних лиц, не прошедших инструктаж по технике безопасности, запрещено. Эта зона является режимным промышленным объектом. Контакт кожи с такой водой может привести к местным аллергическим реакциям из-за большой минерализации. Но в погоне за красивыми видами на опасном объекте сибиряки начали не только фотографироваться по берегам, но и устраивать заплывы для фотосессий, купаться в опасном озере. После этого доступ к золотоотвалу решили закрыть из-за опасности нечастных случаев, которые при таком массовом внимании могли стать неизбежными. Так что ради «лайков» и красивых фото у нас люди готовы на все, даже нырнуть в опасное химическое озеро…

 

Вера МОНАРХОВА