Что грозит водителям за покидание места аварии?

Госдума приняла в первом чтении законопроект, согласно которому беглецов, скрывшихся с места ДТП, теперь ждет уголовная ответственность. В разных случаях им грозит от двух до девяти лет заключения. Отмечается, что речь идет только о тех случаях, когда в результате ДТП наступили тяжкие последствия. Депутаты также одобрили введение единого мобильного приложения, с помощью которого люди смогут самостоятельно фиксировать нарушения на дороге.

 

Виновник ДТП должен оставаться на месте

 

Госдума приняла в первом чтении два законопроекта, которые существенно затронут жизнь автомобилистов. Документы вносят поправки во вторую, четвертую и шестую части 264-й статьи УК.

Первый документ предусматривает введение уголовной ответственности за оставление места ДТП.

Теперь, при условии гибели одного человека в результате аварии сбежавший водитель может получить от двух до семи лет тюрьмы. При наличии двух и более жертв — от четырех до девяти лет с лишением права занимать определенные должности.

Если же дело обошлось без смертей, ответственность для покинувшего место происшествия водителя будет такой же, как для того, кто сел за руль в нетрезвом состоянии: до четырех лет лишения свободы. Поправки были приняты также в статью «Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием» Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).

Однако, как подчеркнул замглавы МВД Игорь Зубов, усиление ответственности касается только тех случаев, когда ДТП повлекло за собой серьезные последствия: смерть или тяжелые увечья. При условии отсутствия признаков уголовно наказуемого деяния, водителю грозит лишение водительских прав на срок от года до полутора лет либо административный арест на 15 суток.

В любом случае, авторы проектов уверены – виновник ДТП должен оставаться на месте происшествия, чтобы соблюсти интересы всех участников дорожного движения и избежать несправедливости.

 

Сбегают в основном пьяные либо обкуренные водители

 

«Практика показывает, что с места аварии скрываются, как правило, лица, находящие в состоянии опьянения — алкогольного или наркотического», — заявил первый зампред комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков. — Естественно, после того, как их разыскали или они добровольно обратились в правоохранительные органы, санкции к ним будут более низкие — как к трезвым водителям».

По его словам, инициатива Кабмина о внесении изменений поступила после постановления Конституционного суда. Так, по мнению судей, в действующем законодательстве существует «несправедливость»: водитель, скрывшийся с места аварии, оказывается в преимущественном положении по сравнению с тем, кто остался на месте и был признан пьяным за рулем.

Водитель, сбежавший от наказания, цинично «спасает свою шкуру», в то время как кто-то погибает по его вине, считает Лысаков. «Надо вести себя в соответствии с нормами морали, вы не имеете права покидать место ДТП, вы обязаны вызвать скорую помощь, ГИБДД, может быть, никого, кроме вас и пострадавших, рядом нет», — обратился он к водителям.

 

Будут ли конфисковать машину сбежавшего водителя?

 

Кроме того, депутаты также предложили внести еще одно ужесточение: например, конфисковать машину сбежавшего водителя. По мнению автора инициативы, первого зампредседателя Комитета по контролю и регламенту Олега Нилова, средство «совершения преступления и орудие убийства» нужно отдавать на погашение вреда жертвам аварий. Однако, по словам замглавы МВД Зубова, это невозможно, так как Конституционный суд не относит транспорт к орудиям преступления в подобных ситуациях.

Нилов также рассказал журналистам, что в перспективе планирует предложить лишать водителей прав на 20 лет за оставление места ДТП с жертвами, приравняв это к убийству.

«Нужно ставить вопрос, и я такую поправку буду вносить, чтобы лишение прав было на срок до 20 лет в разных категориях», — считает парламентарий.

По оценкам МВД, ежегодно в России около 300 тысяч человек оставляют место ДТП. Согласно данным генеральной прокуратуры, лишь 80% осужденных по статье «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее смерть людей» получают реальный срок. При этом фактически лишь половина осужденных по этой статье — виновники гибели двух и более человек — отбывают срок более трех лет.

Госдума также приняла еще один законопроект, согласно которому будет запущено федеральное мобильное приложение для автомобилистов. При помощи него граждане смогут снимать фото и видео нарушений и направлять в ГИБДД. По планам депутатов, приложение начнет действовать через 180 дней после окончательного принятия закона, а пока его предстоит еще разработать. Как бы то ни было, сам проект уже вызвал дискуссию в парламенте, так как, по мнению некоторых парламентариев, приложение повлечет за собой ряд фейковых обвинений, созданных при помощи фотошопа.

 

 

Эксперт ОНФ: Увеличение штрафов за отсутствие ОСАГО не обоснованно

 

Увеличение штрафов за отсутствие полиса ОСАГО не обоснованно, поскольку этот рынок сегодня по-прежнему остается несбалансированным. Проблем в этой сфере и так хватает. Необходимо повышать не штрафы, а провести системный анализ по решению проблем ОСАГО. Такое мнение корреспонденту сайта ONF.ru высказал руководитель проекта Общероссийского народного фронта «За права заемщиков» Виктор Климов.

Как пишет «Российская газета», штраф за отсутствие полиса ОСАГО может быть увеличен с 800 руб. до 5 тыс. руб. Соответствующий проект разработали депутаты Госдумы. По мнению авторов, действующая сумма штрафа слишком мала и не останавливает некоторых автомобилистов от того, чтобы ездить без полиса ОСАГО. Они предпочитают заплатить штраф в ГИБДД, если их остановят на дороге для проверки. При этом средняя сумма ОСАГО в настоящее составляет около 5,8 тыс. руб.

По данным Российского союза автостраховщиков, более миллиона автомобилей в России ездят без полиса. Всего же в стране зарегистрировано около 50 млн авто.

По словам Виктора Климова, еще с 2015 г. страховой рынок поднимает тему повышения штрафов за эксплуатацию транспортного средства без полиса ОСАГО.

 

«Эта тема стала актуальной для страховщиков не вдруг и не сама по себе. В результате целого ряда причин (увеличение лимита покрытия, резкого роста стоимости импортных автозапчастей, распространения недобросовестных практик автоюристов и пр.) продажа ОСАГО стала для страховых компаний низкорентабельной, а в целом ряде регионов – откровенно убыточной. Страховщики стали под разными предлогами искусственно сокращать продажи в убыточных регионах. Купить полис ОСАГО в отдельных территориях стало реальной проблемой. Регулятор дважды за 2015 г. повышал тарифы на ОСАГО. Проблему дефицита это не ликвидировало, но привело к тому, что на рынке появились поддельные полисы по низкой цене, а кроме того, некоторые автовладельцы (часто вынужденно) стали пренебрегать обязательством застраховать автогражданскую ответственность. Вот тогда впервые и заговорили о том, что нужно повысить штрафы. Хотя очевидно было, что корень проблемы не в недисциплинированности автовладельцев», – подчеркнул Климов.

Сегодня тема поднимается вновь уже в форме законодательной инициативы. «Понятно, что рынок борется даже за те 1–2% продаж, которые он теряет из-за нарушителей. Понятно также, что и для другого (других) участников ДТП отсутствие ОСАГО создает проблемы: взыскать ущерб можно только через суд, что долго и хлопотно», – подчеркнул эксперт ОНФ.

По его словам, повышение штрафной санкции как дисциплинирующая мера была бы логична, если бы наблюдалось массовое игнорирование владельцами автотранспортных средств своих обязанностей. «Оценка примерно в 1 млн незастрахованных автомобилей, очевидно, включает в себя не только нерадивых автовладельцев, но и те машины, которые просто не эксплуатируются, а по разным причинам простаивают в гаражах и возле подъездов. И вообще в оценке масштабов явления полагаю, что было бы полезно проанализировать статистику ГИБДД», – сказал Климов.

Он добавил, что размер штрафа в 800 руб. не очень корректно сравнивать со средней стоимостью полиса, поскольку оштрафовать за эксплуатацию автомобиля без ОСАГО за год можно многократно.

Климов подчеркнул, что пока нет точной оценки, насколько вступившие в прошлом году меры – электронный полис, приоритет натурального возмещения – сбалансировали рынок