Хуже ездишь – больше платишь…

Что еще нового ждет ОСАГО?

 

На минувшей неделе президент провел заседание Госсовета по развитию автодорог и безопасности движения в Кремле. Обсуждался целый ряд проблем дорожно-транспортной отрасли, проработанных рабочей группой: фиксация нарушений с помощью камер, работа автошкол, наказание за превышение скорости и езду в состоянии опьянения, освещение дорог и др. Была затронута и тема возможного влияния на стоимость полиса ОСАГО нарушений правил дорожного движения водителем. Что все это значит?

 

Начнут «воспитывать»

С таким предложением выступил губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко.

 

«Мы прекрасно понимаем, что для того, чтобы добиться показателя национального проекта и решить задачу по повышению уровня безопасности дорожного движения, нам нужно принимать новые меры, — заявил он. — Ведь сегодня абсолютно ясно: обеспечение безопасности дорожного движения — это человеческий фактор. Твердо убежден, культуру поведения на дороге необходимо воспитывать. Мы предлагаем завершить доработку законопроекта, направленного на стимулирование законопослушного поведения участников дорожного движения путем применения при расчете страховой премии по договорам страхования гражданской ответственности транспортных средств повышающих или понижающих коэффициентов в зависимости от наличия или отсутствия в предшествующий период факта неоднократного нарушения ПДД, а также предоставление дополнительных скидок за безаварийную езду».

 

Инициативу поддержал глава МВД Владимир Колокольцев. Он отметил, что введение повышающего или понижающего коэффициента, который будет зависеть от нарушений ПДД, при оформлении страхового полиса является «дополнительным механизмом стимулирования законопослушного поведения водителей».

 

 

Наказание рублём – самое эффективное?

 

Таким образом, у водителей появится еще один повод быть аккуратней на дорогах. Согласно приведенной статистике, около 70% ДТП со смертельным исходом сегодня происходит по вине нарушителей – водителей, которые не соблюдают скоростной режим, выезжают на встречную полосу, нарушают правила обгона.

 

По этому и другим вопросам, которые были подняты на заседании Госсовета, в ближайшее время будут подготовлены поручения президента.

 

Когда примут долгожданный закон? 

 

И еще кое-что об ОСАГО. Законопроект о либерализации тарифов ОСАГО проходит активную стадию согласований: 1 июля его рассмотрит комиссия правительства РФ по законопроектной деятельности.

 

Ранее, 20 июня, законопроект рассмотрел Совет при президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. Совет одобрил ключевые положения законопроекта — в частности, концептуально поддержан подход, что цена ОСАГО должна определяться не техническими характеристиками автомобиля, а статистикой аварийности и навыками управления водителей. Кроме того, совет поддержал предложение об увеличении лимита возмещения вреда жизни и здоровью пострадавших в ДТП с 500 тыс. рублей до 2 млн рублей. При этом в заключении совета говорится, что ряд его положений нуждаются в доработке. Минфин ожидает, что нижняя палата парламента рассмотрит документ в первом чтении в самом начале осенней сессии. Первоначальная версия предусматривала разделение полисов ОСАГО на три вида — с разными лимитами (500 тыс. руб., 1 млн руб., 2 млн руб.) и сроками действия (1, 2 и 3 года).

 

Предполагалось, что повышение лимита и срока действия полиса выше стандартного (500 тыс. руб., 1 год) будет возможно по согласованию страхователя и страховщика. Однако такую концепцию не поддержало главное государственно-правовое управление (ГПУ) при президенте РФ, указав, что элемент добровольности не согласуется с принципом публичности договора обязательного страхования (публичность договора означает, что страховщик не может отказать в продаже полиса).

 

Разработанный Минфином законопроект о либерализации ОСАГО предусматривает, что страховщики при определении цены полиса смогут учитывать индивидуальные характеристики водителя. Это позволит компаниям снижать цены для аккуратных водителей. За 5 месяцев 2019 года в результате первого этапа либерализации – расширения тарифного коридора Центробанком – средняя цена ОСАГО уже снизилась на 5,6%.

 

Кирилл КРАСНОВ

 

 

По инстанциям больше бегать не надо!

 

Если из-за дорожно-транспортного происшествия произошла утрата товарной стоимости (УТС) автомобиля (разница между стоимостью авто, не бывшего в ДТП, и автомобиля, восстановленного после аварии), она должна выплачиваться по ОСАГО в любом случае, даже после ремонта машины. Об этом заявила руководитель проекта Общероссийского народного фронта «За права заемщиков» Евгения Лазарева.

 

Банк России подготовил проект масштабной реформы Единой методики определения расходов на восстановительный ремонт автомобилей по ОСАГО. Впервые в методику оценки ущерба введены коэффициенты компенсации за утрату товарной стоимости автомобиля, пострадавшего в ДТП. Ранее страховщики уклонялись от этих выплат через ОСАГО, поскольку нормативно такую обязанность не закрепили.

 

Эксперт ОНФ положительно оценила введение компенсации за УТС. Она пояснила, что об утрате товарной стоимости автомобиля речь идет в случаях, если он был новым, но после ДТП его пришлось восстанавливать, красить и т.д., из-за чего стоимость такого авто снижается.

 

Чтобы получить возмещение по утрате товарной стоимости, раньше в большинстве случаев потребителю приходилось не только выставлять претензию страховой компании, но и обращаться в суд, доказывать там свою правоту. Теперь, когда Центробанк включил УТС в Единую методику определения расходов на восстановительный ремонт автомобилей, она будет начисляться автоматически, что облегчит жизнь потребителю.

 

«Статистика судебных споров показывает, что возмещение УТС не составляет больших расходов. Поэтому эта мера не повлечет рост тарифов и цены полиса ОСАГО», – отметила Лазарева.

 

Она напомнила, что согласно Гражданскому кодексу РФ ущерб после ДТП должен быть возмещен автовладельцу полностью. «Поэтому компенсация за утрату товарной стоимости должна быть выплачена в любом случае. Разницы для потребителя, проходил автомобиль ремонт или нет, быть не должно. Это составляющая причиненного ему ущерба», – резюмировала руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева.