Никому не доверяй!

или Как томичка лишилась 140 тысяч рублей

 

За последнее время в Томске и области зафиксировано десятки случаев мошенничеств с банковскими картами, при помощи самых разных схем. Мошенники зачастую хорошо пользуются психологическими приемами. Говорят очень уверенно, напористо и люди порой просто теряются. Так как их распознать?

 

Без паники!

 

Не так давно взрослый томич, которому по сотовому телефону незнакомый голос сказал, что его карта заблокирована. Поддавшись панике, с перепугу сообщил пин-код своей карты и из-за собственных непродуманных действий потерял за несколько минут 300 тысяч рублей!

 

Воровство на доверии

 

А на прошлой неделе в дежурную часть ОМВД России по Ленинскому району Томска поступило сообщение о хищении денежных средств.

Как сообщила пресс-служба регионального УМВД, в ходе оперативно-розыскных мероприятий сотрудники полиции задержали ранее не привлекавшуюся к уголовной ответственности подозреваемую, 49-летнюю женщину.

По предварительным данным, она по просьбе потерпевшей сняла деньги и отдала их владельцу. При этом, имея доступ к банковской карте, позже женщина также сняла крупную сумму денег, которую оставила у себя. Ущерб, причиненный преступными действиями, составил 140 тысяч рублей.

Возбуждено уголовное дело по статье «присвоение или растрата». Санкция данной статьи предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет.

И таких случаев в Томске только за последнее время – пруд-пруди! Так, в полицию обратилась девушка с заявлением о хищении у нее денежных средств с банковской карты. По подозрению в совершении преступления сотрудники полиции задержали ранее не судимого 26-летнего мужчину, друга потерпевшей. Молодой человек, зная, что у подруги есть кредитная банковская карта, тайно снимал с нее денежные средства. Каждый раз мужчина возвращал карту на прежнее место, и девушка ничего не подозревала. Таким способом молодой человек похитил 158 тысяч рублей. О том, что деньги пропали с карты, потерпевшая узнала, когда приехала оплачивать свой кредит. Мужчина сознался в совершении преступления и признался, что потратил все деньги на развлечения. Против задержанного возбуждено уголовное дело по статье «кража».

Еще один пример. Томске в полицию обратился молодой человек и сообщил о краже банковской карты. В ходе оперативно-разыскных мероприятий была задержана ранее судимая 24-летняя томичка. Потерпевший пригласил в гости девушку. Когда молодой человек вышел из квартиры, девушка нашла банковскую карту, похитила ее и скрылась. Томичка сняла с украденной карты более 400 тысяч рублей, потратив их на личные нужды. Возбуждено уголовное дело по статье «кража в крупном размере». Девушке грозит до 6 лет тюрьмы.

 

Официант снял все деньги

 

В дежурную часть полиции обратился томич с заявлением, что у него пропала банковская карта и с ее счета списаны 24 тысячи рублей. Сотрудники вневедомственной охраны задержали подозреваемого. Им оказался ранее не судимый 20-летний официант одного из городских кафе. А дело было так.

Потерпевший решил расплатиться в кафе пластиковой картой, передал ее официанту и написал на отдельном листе пин-код. После того, как платеж был осуществлен, сотрудник кафе вернул карту, однако, покинув зал, потерпевший забыл ее на столике. Официант забрал забытую карту и, возвращаясь с работы, снял деньги в банкомате. Пластиковая карта и деньги изъяты и возвращены владельцу. Полиция возбудила уголовное дело по статье «кража».

 

Реальные потери «виртуала»

 

Но можно потерять деньги с карты и без «помощи» знакомых или случайных людей. Самая распространенная схема — «ваша карта заблокирована». Но есть и не менее изощренные способы, которые освоили томские мошенники за последнее время. Так, все чаще преступники стали использовать для кражи денег с карты Интернет, особенно социальные сети. Так, недавно одна томичка переписывалась с новым знакомым в «Одноклассниках». Тот попросил ее написать сотовый телефон и номер карты, вскоре женщина обнаружила, что с банковской карты списано 3 тысячи рублей, а интернет-знакомый почему-то резко перестал выходить на связь

Другая томичка осталась без зарплаты, тоже став жертвой мошенников, которые смогли удаленно снять с ее банковской карты деньги. Неизвестные люди получили доступ к банковской карте девушки через ее смартфон. Вирус она загрузила, открыв MMS-сообщение (с картинкой), которое пришло на ее телефон. Приложение открыло неограниченный доступ ко всем личным данным, хранящимся на мобильном.

Злоумышленник, управляющий всем этим процессом, создал «зеркальную» сим-карту, где была подключена услуга «Мобильный банк», и при перечислении денег на счет, все смс-сообщения, адресованные томичке, переадресовывались мошеннику. Он получил за девушку оповещение о зарплате и за один день распорядился чужими деньгами, перечислив их на номера мобильных телефонов и иногороднюю банковскую карту.

Еще одна схема. Преступники присылают владельцу карты письмо в Интернете, в той же соцсети или смс на сотовый якобы от лица банка или некой организации с просьбой выслать данные карты, включая пин-код и свв-код, который расположен с ее обратной стороны. Аргументируют они, как правило, необходимость получения этой информации некими угрозами, которые существуют для банковского счета и карты человека и которые необходимо предотвратить. Если доверчивый пользователь поверил и выслал запрашиваемую информацию, считай, деньги у него уже украли. Ведь с помощью этих данных можно оплатить любую покупку почти в любом интернет-магазине.

 

Андрей КРАСНОВ

По инициативе и при поддержке АНО «Соцпиар»

 

 

Полиция напоминает правила безопасности

 

УМВД России по Томской области напоминает: будьте внимательны при использовании сервиса интернет-банкинга. Чтобы оградить себя от преступных посягательств, связанных с подобными схемами хищения денежных средств, в первую очередь необходимо полностью следовать требованиям безопасности, а именно:

— При потере мобильного телефона c подключенной услугой интернет-банкинга следует срочно обратиться к оператору сотовой связи для блокировки SIM-карты и в контактный центр банка для блокировки услуги.

— При смене номера телефона, на который подключена услуга, необходимо обратиться в любое отделение вашего банка, отключить услугу от старого номера телефона и подключить ее на новый номер. Помните, что операторы сотовой связи могут передать номер телефона другому абоненту, если он будет неактивным длительное время.

— Не подключать к услуге интернет-банкинга телефоны, которые вам не принадлежат, по просьбе третьих лиц, даже если к вам обратились от имени сотрудников банка.

— При установке на телефон дополнительных программ нужно обращать внимание на полномочия, которые необходимы программе. Если программе требуются излишние полномочия, — например, доступ и отправка SMS, доступ к Интернету — это повод проявить настороженность.

— Не нужно устанавливать приложения для своего смартфона со сторонних источников.

— Необходимо установить на телефон антивирусное программное обеспечение и своевременно его обновлять.

— Не переходить по ссылкам и не устанавливать приложения/обновления безопасности, пришедшие по SMS/электронной почте, в том числе от имени банка.

 

 

Когда на банки можно пожаловаться в ОНФ Путина?

 

Эксперты проекта Общероссийского народного фронта «За права заемщиков» готовы отстаивать позицию держателей счетов банков, если применяемые со стороны кредитных учреждений требования к клиентам не соответствуют закону. Соответствующие обращения можно присылать на красную кнопку на сайте Общероссийского народного фронта.

Ранее клиенты Сбербанка и МКБ сообщили о том, что кредитные организации стали интересоваться, на что они тратят снятые со счета деньги, а также каким образом они заработали на открытие вклада. За непредоставление запрашиваемой информации банки грозят заблокировать счет или вклад клиента.

«Мы внимательно относимся к такой информации и проверяем ее. В случае ее подтверждения мы будем подключаться и отстаивать позицию законопослушных держателей счетов», – заявил эксперт проекта ОНФ «За права заемщиков» Михаил Алексеев.