Опубликовано 10 июня 2019
17:52

Ограбление за 90 секунд!

Появился новый вид мошенничества при помощи терминалов

На минувшей неделе томичи в социальных сетях распространили сообщение с предупреждением нового вида мошенничества. И хотя наши правоохранители пока не сообщают о пострадавших в Томске, в соседних регионах в полицию уже поступают заявления от граждан, ставших жертвами мошенников.

Все гениальное просто!

Схема обмана оказалась предельно простой и эффективной. В способности найти именно такой способ и проявляется, кстати, криминальный талант аферистов. На этот раз мошенники воспользовались несовершенством системы Сбербанка, нащупав уязвимое место в работе платежных терминалов.

Алгоритм обмана таков: на терминале злоумышленник, не вставляя карты, начинает операцию, но не завершает ее и отходит. Система дает на завершение операции 90 секунд. Если в этот момент карту вставит в терминал уже другой клиент, то с нее будут списаны средства по запросу предыдущего. В общем, все гениальное — просто! И срабатывает эта афера и на платежном терминале, и на банкомате.

Если учесть, что зачастую у банкоматов собирается по нескольку клиентов, ждущих своей очереди, и что привычные действия мы совершаем быстро и на «на автомате», то вероятность стать очередной жертвой достаточно велика. Особенно это касается пенсионеров.

Как обошли гипермозг?!

Каким же образом стало возможным воровство у такого гипермозга, как Сбербанк? Вероятно, и на старуху бывает проруха, и специалисты банка уже признали свои недочеты. В действительности вопрос об ответственности банка перед своими клиентами возникает как бы сам собой.

Однако эксперты поспешили заверить, что Сбербанк ни закона ни прав клиентов никаким образом не нарушал. И что дело даже не в уязвимости платежных терминалов. Во всем виноват пресловутый человеческий фактор, когда обычная невнимательность создает почву для злонамеренных действий. Что ж, может, оно так оно и есть. Но если честно, это больше похоже на официальную «отмазку».

Все дело в настройках

Кстати, как оказалось, закрыть мошенникам такую лазейку можно довольно просто — достаточно сделать соответствующие настройки терминала. После выбора способа оплаты банковской картой на терминале появляется надпись: «Чтобы завершить платеж, используйте карту или устройство». Далее указываются наименование платежа (например «мобильная связь» и др.) и сумма платежа. И уже потом, когда карта вставлена, появляется поле для введения пин-кода. Операция прерывается лишь через 90 секунд, если ничего не предпринимать.

Но порядок действий вполне можно поменять — чтобы способ оплаты выбирался в начале операции, а не в конце. Для этого достаточно лишь произвести соответствующие настройки в терминале. И кстати сказать, многие банки именно так и поступают. Это дополнительно защищает клиента.

Следите за экраном!

Но вот почему такие настройки не были в качестве обязательных требований для всех- вопрос, видимо, риторический. А между тем остается только гадать, в скольких банках терминалы настроены таким опасным для клиента способом. Кстати, на запрос журналистов сколько претензий от клиентов уже получил по этому поводу банк ответа не последовало. Оно и объяснимо — зачем такому уважаемому кредитному учреждению портить себе репутацию?

Вероятнее всего, после серии мошенничеств, совершенных именно таким образом, Сбербанк отработает эту проблему, внедрив дополнительные способы защиты. А пока он настоятельно рекомендует своим клиентов в целях безопасности целях максимально внимательно воспринимать информацию, появляющуюся на экране банкомата. Не лишним будет и обращать внимание на ближайшее окружение — если поблизости есть подозрительные личности, от совершения операции лучше вообще отказаться.

Марина ПЕТРОВА

На добойку:

Есть сомнения — жмите «отмена»!

Способы уберечься от такого обмана просты, как и сам обман. Достаточно соблюдать несколько правил: внимательно прочтите на экране терминала о том, какую операцию он сейчас завершает, если не находится в режиме ожидания. Есть сомнения — нажмите несколько раз клавишу «Отмена». Если сомнения остались, обратитесь к консультанту в зале или перейдите к другому терминалу или банкомату.

Если все же так вышло, что у вас в подобной ситуации списали деньги, то обращайтесь не только к консультантам, но и в полицию, используя встроенные в терминалы камеры. Это позволит установить, кто вас обманул вашими же руками.